решение об оспаривании решения государственного органа



Дело № 2-956/11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата обезличена> Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Батуевой О.А.

при секретаре Гусевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьян М.А. об оспаривании решения государственного органа,

У С Т А Н О В И Л:

Григорьян М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа указывая, что родился в <адрес обезличен> ГДР в семье советского военного, проживал до 1983 года. В 1983 году семья выехала в Армению на очередное место службы отца, где проживали до 1991 года, с 1991 года по 1996 год проживали в Грузии. В октябре 1996 года вместе с семьей прибыл на постоянное место жительство в г. Магнитогорск Челябинской области, где проживает по настоящее время, за пределы РФ не выезжал. С <дата обезличена> по <дата обезличена> отбывал наказание в ФБУ ИК-25 ГУФСИН России. На территории РФ был ВИЧ - инфицирован, находится в трудной жизненной ситуации. <дата обезличена> обратился с заявлением о выдаче вида на жительство, было отказано, однако суд должен принять во внимание гуманитарные соображения, которые заслуживают внимания. Просит суд обязать УФМС РФ по Челябинской области выдать вид на жительство.

Григорьян М.А.в судебном заседании заявление, доводы изложенные в исковом заявлении поддержал.

Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области, Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области в г. Магнитогорске в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд считает, что заявление Григорьян М.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Григорьян М.А. родился <адрес обезличен> ГДР (л.д.19), проживал там до 1983 года, с 1983 года по 1991 год вместе с семьей проживал в Армении по месту службы отца, с 1991 года по 1996 год проживал в Грузии. В октябре 1996 года вместе с родителями прибыл на постоянное место жительство в г. Магнитогорск Челябинской области. В период с <дата обезличена> по <дата обезличена> обучался в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <номер обезличен>» г. Магнитогорска, получен аттестат о среднем (полном) общем образовании (л.д. 22-23). С <дата обезличена> по <дата обезличена> обучался в Профессионально-техническом училище <номер обезличен> <адрес обезличен>, получен диплом <номер обезличен> (л.д. 24). В период с 1998 года по <дата обезличена> проживал в <адрес обезличен>. С <дата обезличена> по <дата обезличена> отбывал наказание в ФБУ ИК-25 ГУФСИН России, отбыл по месту жительства г. <адрес обезличен> Сиреневый 36-62 (л.д. 25). В настоящее время проживает в г. Магнитогорске вместе с матерью Г.Л.М.. и сестрой Г.Э.А. по адресу <адрес обезличен> (л.д. 14), не работает.

Согласно заключения УФМС России по Челябинской области о т <дата обезличена>, установлен факт проживания Григорьян М.А. на территории РФ с 1996 года, положение на территории РФ Григорьян М.А. определено, как лицо без гражданства (л.д. 9-13).

<дата обезличена> Григорьян М.А. обратился в УФМС Челябинской области с заявлением о выдаче вида на жительство (л.д. 15-16).

Решением <номер обезличен> от <дата обезличена> Григорьян М.А. отказано в выдаче вида на жительство как лицу без гражданства на основании п.п. 6, 13 п. 1 ст.9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в частности, в связи тем, что Григорьян М.А. имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации, не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), поскольку он ВИЧ - инфицирован (л.д. 26).

Григорьян М.А. в судебном заседании пояснил, что проживает в г.Магнитогорске с матерью и сестрой, отец умер в 1997 году, в связи с неизлечимым заболеванием не может получить вид на жительство, устроиться на работу, не может обеспечить свое содержание и лечение.

Как видно <дата обезличена> Григорьян М.А. выдан сертификат <номер обезличен>, в котором не имеется отметки об отсутствии у него ВИЧ-инфекции (л.д. 43).

Таким образом, судом установлено, что Григорьян М.А. является лицом без гражданства, постоянно проживает в г. Магнитогорске с матерью и сестрой, не работает, не имеет средств на лечение.

Федеральный закон от 30 марта 1995г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция)», как следует из его преамбулы, принят исходя из того, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, приобретает массовое распространение во всем мире, остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально – экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, что вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики этого заболевания.

Данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации (статья 3), устанавливает гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных – граждан Российской Федерации (статья 5), условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 10) и последствия выявления ВИЧ-инфекции (статья 11). К числу таких последствий п.2 статьи 11 относит депортацию из Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

При этом согласно п.13 ст.7 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003г. №188 болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Законодательство РФ рассматривает депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства, как законную меру административного принуждения, не являющуюся мерой административного наказания.

При этом согласно ст.62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998г. по делу о проверке конституционности положения ч.2 ст.31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан, из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданином.

С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть1; статья 19 ч.2; статья 21; статья 38 ч.ч.1 и2; статья 41,ч.1 Конституции Российской Федерации).

В декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001г.) подтверждается ключевая роль, которую играет семья в уходе за лицами, затрагиваемыми и инфицированными ВИЧ/СПИДом, в их поддержке и лечении, и констатируется необходимость принятия … соответствующего законодательства и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, для обеспечения полного осуществления или прав, в частности доступа к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране здоровья, социальным и медицинским услугам, поддержке, лечению и правовой защите при соблюдении принципов конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни, а также разработки стратегии борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанной с эпидемией.

В делах о высылке ВИЧ - инфицированных иностранных граждан Европейский Суд по правам человека демонстрирует гибкость и индивидуальный подход, имея в виду возможности системы здравоохранения страны гражданства заявителя и стадию заболевания, на которой высылка заявителя из страны вступала бы в противоречие с требованиями статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержащей запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение. Суд отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55,ч.3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания.

Из этого следует, при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

Таким образом, положения, содержащиеся в п.2 ст.11 ФЗ РФ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и в п.13 ст.7 ФЗ РФ «О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не исключает, что правоприменительными органами и судами – исходя из гуманитарных соображений, учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, являются ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ- инфекции.

Учитывая, что Григорьян М.А. в несовершеннолетнем возрасте вместе с родителями приехал в г. Магнитогорск, где проживает с 1996 года, не имеет родных и близких, кроме как находящихся в г. Магнитогорске, которые готовы ему помогать, не имеет средств к существованию и лечению, не имеет возможности проживать в другом государстве, суд считает, что с учетом позиции Конституционного суда следует обязать УФМС по Челябинской области выдать ему разрешение на временное проживание.

Суд учитывает, что позиция Конституционного суда не препятствует выдаче вида на жительство лицу без гражданства при наличии не погашенной судимости. Права и законные интересы других лиц, основы конституционного строя при этом нарушены не будут.

Руководствуясь ст.ст. 254- 258, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление Григорьян М.А..

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Челябинской области выдать Григорьян М.А. вид на жительство в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: