Дело № 2-678/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата обезличена> Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Гохкаленко М.Г.
при секретаре Вольской Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахтина А.А. к УФМС России, УФМС России по Челябинской области, УФМС России по Челябинской области по г. Магнитогорску о признании незаконными действий руководства УФМС г. Магнитогорска о снятии с регистрации Бахтина А.А., Бахтиной Н.Н., Бахтина О.А., Бахтина В.А. по месту жительства, восстановлении регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Бахтин А.А. с учетом измененных требований, обратился в суд с иском к УФМС России, УФМС России по Челябинской области, УФМС России по Челябинской области по г. Магнитогорску о признании незаконными действий руководства УФМС г. Магнитогорска о снятии с регистрации Бахтина А.А., Бахтиной Н.Н., Бахтина О.А., Бахтина В.А. по месту жительства, восстановлении регистрации.
Фактически, Бахтиным А.А. оспариваются действия государственных органов и их должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ.
В обоснование заявленных требований Бахтин А.А. указал, что проживает с семьей по адресу: <адрес обезличен>. Указанное жилое помещение принадлежит ООО <данные изъяты>. С ним заключен договор найма спорного жилого помещения. На основании решения суда от <дата обезличена> он с семьей выселен из занимаемого помещения. <дата обезличена> УФМС России по Челябинской области по г. Магнитогорску он и члены его семьи, Бахтина Н.Н., Бахтин О.А. и Бахтин В.А. сняты с регистрационного учета.
Считает, что действиями государственных органов и их должностных лиц нарушены его конституционные права гражданина РФ, поскольку на момент проведения избирательной компании он был лишен права голоса и в силу указанных выше обстоятельства не принял участия в выборах депутатов законодательного собрания РФ.
Просит признать незаконными действия УФМС России, УФМС России по Челябинской области, УФМС России по Челябинской области по г. Магнитогорску, выразившиеся в снятии его с регистрационного учета без достаточных к тому оснований, восстановить его и членов его семьи в регистрации по месту жительства по <адрес обезличен>.
В судебном заседании Бахтин А.А. поддержал заявленные требования. Считает, что поскольку он до настоящего времени проживает в спорном помещении, не выселен, УФМС г.Магнитогорска не имело права снимать его и членов его семьи с регистрационного учета. Кроме того, его не уведомляли о снятии. О том, что он снят с регистрационного учета ему стало известно в конце ноября 2011 года. Незаконность действий ответчика выражается в том, что снятие с регистрационного учета произведено из нежилого помещения, что не предусмотрено Законом.
УФМС России, представитель в судебное заседание не явился. О времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
УФМС России по Челябинской области, УФМС России по Челябинской области по г. Магнитогорску, представитель Гладенко М.С., действующая на основании доверенностей, считает требования Бахтина А.А. не основанными на нормах закона, потому не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, Спириденко С.В. поддержал доводы Бахтина А.А. Считает, что должностными лицами УФМС России нарушены конституционные права Бахтина А.А.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела в судебном заседании, находит, что в удовлетворении заявленных требований Бахтину А.А. следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), граждане и организация вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
К таким решениям относятся акты органов государственной власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.
Как указал Пленум ВС РФ в Постановлении от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», п. 9, правильное определение указанными лицами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений) зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Исходя из нормы ст. 255 ГПК РФ, основанием к удовлетворению заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы или лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от <дата обезличена>, вступившим в законную силу 08.08.2011г. удовлетворены исковые требования ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» к Бахтину А.А., Бахтиной Н.Н., Бахтину О.А., Бахтину В.А. о выселении из квартиры <адрес обезличен> в квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен> (л.д. ).
Согласно письму отделения № 1 УФМС России по Челябинской области в г. Магнитогорске, от <дата обезличена> точными данными о дате регистрации Бахтина А.А. по спорному адресу УФМС России по Челябинской области не располагает, т. к. ранее данные сведения в листки прибытия не вносились (л.д. 40).
Однако как следует из сведений паспорта, Бахтин А.А. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес обезличен> с <дата обезличена> (л.д. ).
Фактически, по настоящее время Бахтин А.А., Бахтина Н.Н., Бахтин В.А., Бахтин О.А. проживают в спорном жилом помещении.
В соответствии с п.п. «е» п. 31, п. 32 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31 Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
В силу п. 33 Правил, органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок.
Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
В соответствии с п. 13 Приказа от 20 сентября 2007г., № 208 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Пунктом 92 Приказа определено, что снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства оформляется в течение 3-х дней путем проставления штампов о снятии с регистрационного учета в карточках регистрации по форме № 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме №11. Максимальный срок выполнения действия - 3 минуты.
При этом адресные листки убытия по форме № 7 в течение 3 дней направляются в подразделение адресно-справочной работы соответствующего территориального органа, уведомления о снятии с регистрационного учета по форме № 14 - в орган регистрационного учета по новому месту жительства граждан, а листки статистического учета выбытия ежемесячно в территориальный орган Росстата.
В случае если не представляется возможным проставить штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства в карточку регистрации по форме № 9 или домовую (поквартирную) книгу по форме № 11, оформление снятия с регистрационного учета производится без проставления штампа в указанных документах. При этом на данного гражданина заводится временная карточка регистрации (домовая книга), сведения из которой впоследствии переносятся в отсутствующую карточку регистрации (домовую книгу), а временная карточка (домовая книга) уничтожается.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина датой регистрации данного гражданина по новому месту жительства, указанной на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства по форме № 6, независимо от даты его поступления из органа регистрационного учета по новому месту жительства.
<дата обезличена> в УФМС России по Челябинской области г. Магнитогорска, обратился начальник Магнитогорского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «ГазпромТрансгазЕкатеринбург» <ФИО>8 с заявлением о снятии Бахтина А.А., Бахтиной Н.Н., Бахтина О.А., Бахтина В.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес обезличен>, а также о снятии с регистрационного учета Спириденко С.В., <ФИО>9, <ФИО>10, <ФИО>11 по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 7).
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Челябинской области, 19.09.2011г. Бахтин А.А., Бахтина Н.Н., Бахтин О.А., Бахтин В.А. сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес обезличен> на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (л.д. 32, 44-47).
Таким образом, снятие Бахтина А.А. с регистрационного учета произведено надлежащим должностным лицом и в соответствии с действующим законодательством.
Доводы Бахтина А.А. о незаконности действий УФМС по г.Магнитогорску несостоятельны. Отсутствие уведомления о снятии с регистрационного учета семьи Бахтиных, не свидетельствует о незаконности действий ответчика по процедуре снятия с регистрационного учета.
Бахтин А.А. считает, что в результате действий ответчиков по снятию с регистрационного учета, он был лишен возможности принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Законодательного Собрания РФ, состоявшихся 04.12.2011г.
Действительно, 04.12.2011г. в Российской Федерации были проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанный факт является общеизвестным и доказательств не требует.
Как следует из справки участковой избирательной комиссии, в списке избирателей по избирательному участку <номер обезличен> Бахтин А.А. отсутствует, т. к. снят с регистрации по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 31).
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу п. п. 1, 2, 10 ст. 16 Федерального закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» о порядке включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации, в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства (при отсутствии места жительства в пределах Российской Федерации - места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка.
В силу п.п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона, списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования, а в предусмотренных частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона случаях составления списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей.
Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей.
Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
Как было указано ранее, Бахтин А.А., Бахтина Н.Н., Бахтин О.А., Бахтин В.А. на основании решения суда выселены из занимаемого ими дома операторов с предоставлением другого жилого помещения, в частности, квартиры <адрес обезличен>.
Фактически, решение суда от <дата обезличена> не исполнено.
Семья Бахтиных уклоняется от его исполнения, продолжает проживать в спорном помещении.
Нежелание Бахтина А.А. и его семьи освобождать занимаемое ими помещение не может являться основанием для отказа компетентными органами в снятии последних с регистрационного учета.
Не имеет правового значения для существа разрешаемого спора и установление статуса помещения, занимаемого Бахтиными. Оценка указанным доводам, с позиций применения жилищного законодательства, дана судом в решении суда от <дата обезличена> и кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам от <дата обезличена>
Не могут быть приняты во внимание и доводы Бахтина А.А. и Спириденко С.В. о том, что к однородным требованиям ООО «ГазпромТрансгазЕкатеринбург» применены разные правовые последствия, в частности, обстоятельства не снятия Спириденко С.В. и его семьи с регистрационного учета.
Данные действия уполномоченных органов в отношении Спириденко С.В. в судебном заседании не оспариваются. Этимология слов «выселение» и «освобождение» не влияет на правовую природу разрешаемых требований и правовые последствия постановленного судебного акта.
Из обстоятельств дела следует, что Бахтины умышленно не освобождают занимаемое ими помещение, попыток постановки на учет по месту их выселения, в том числе, с целью участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, не предпринимали, равно как и не воспользовались своим правом о постановке на учет по месту временного пребывания.
Одним из основных принципов гражданского законодательства. является обеспечение восстановления нарушенного права (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Пункт 3 статьи 10 ГК РФ предполагает презумпцию добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений (т.е. в соответствующих случаях недобросовестность и неразумность действий участников гражданских правоотношений приравнены к злоупотреблению правом).
Таким образом, гражданское законодательство связывает пределы осуществления гражданских прав с ценностными критериями, носящими нравственно-правовой характер: не использовать право во зло другому, действовать разумно и добросовестно, не допускать злоупотребления своими правами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суть юридической конструкции обжалования решений должностных лиц имеет прямую причинную связь между оспариваемым решением и наступившими неблагоприятными последствиями для граждан и организаций. Причем, как указал законодатель, у этих неблагоприятных последствий имеются строго очерченные законодательные рамки, выраженные в виде: нарушения прав и свобод; создания препятствий к осуществлению прав и свобод; незаконного возложения на субъектов права какой-либо обязанности; либо незаконного привлечения к ответственности.
Суд считает, что УФМС России по Челябинской области по г. Магнитогорску и УФМС по Челябинской области совершены оспариваемые действия в пределах своих полномочий и руководствуясь действующим законодательством. Права и законные интересы Бахтина А.А. указанными действиями не нарушены. Фактов неисполнения обязанности или совершение действий, которые лицо было обязано или могло совершить в данных условиях, не установлено.
Что касается требований Бахтина А.А. к Федеральной миграционной службе России, то поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004г., № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, требования Бахтиным А.А. в указанной части заявлены неправомерно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бахтину А.А. к УФМС России, УФМС России по Челябинской области, УФМС России по г.Магнитогорску о признании незаконными действий УФМС г.Магнитогорска о снятии с регистрационного учета Бахтина А.А., Бахтиной Н.Н., Бахтина В.А., Бахтина О.А., восстановлении регистрации Бахтина А.А., Бахтиной Н.Н., Бахтина О.А., Бахтина В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение 30-ти дней с подачей жалобы в Орджоникидзевский районный суд.
Председательствующий: