Дело № 2-2826/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата обезличена> Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Батуевой О.А.
при секретаре Зюзькевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забоева С.А., Кудряшова А.Н. к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Забоев С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, указывая, что с <дата обезличена> по <дата обезличена> содержался в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области в одиночной камере, которая не соответствовала санитарным и гигиеническим нормам, впоследствии узнал, что администрацией от его имени направлена кассационная жалоба, тем самым, лишен права на рассмотрение надзорной жалобы в Челябинском областном суде. Действиями администрации причинен физический вред, поскольку содержался в нечеловеческих условиях, моральный вред незаконным направлением жалобы в суд кассационной инстанции. Просит суд взыскать с ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 рублей.
Кудряшов А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, указывая, что с <дата обезличена> по <дата обезличена> содержался в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области в одиночной камере, которая не соответствовала санитарным и гигиеническим нормам, постоянно испытывал чувство голода, поскольку пища была непригодна к употреблению, предметы личной гигиены не выдавались, постельное белье выдали один раз за все время пребывания. В течение длительного времени, находясь в зависимости и уязвимом положении подвергался унижению, пыткам, нечеловеческому обращению, унижающему достоинство человека. Просит суд взыскать с Министерства Финансов РФ компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Российской Федерации.
Гражданские дела по иску Забоева С.А., Кудряшова А.Н. объединены в одно производство (л. д. 41-43).
Истцы Забоев С.А., Кудряшов А.Н. в судебное заседание не явились, отбывают наказание по приговору суда в ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, о дне слушания дела извещены.
Представитель ответчика, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области Соловьева Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что условия содержания подсудимых соответствовали нормам, действующим на время содержания заявителей. При поступлении заявителей на них была заведена покамерная карточка, которая по истечению срока уничтожена в 2010 году. Предложения, заявления и жалобы подозреваемых, обвиняемых и осужденных передаются в спецотдел, где регистрируются в установленном порядке и направляются адресатам с сопроводительным письмом. Копия сопроводительного письма подшивается в материалы дела. Заявители с жалобами на действия администрации не обращались, действия ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области не были признанны незаконными. Поскольку компенсация морального вреда вытекает из нарушенных прав заявителей, срок обращения в суд о признании незаконными действий должностных лиц и администрации ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области составляет три месяца со дня когда гражданин узнал о нарушенном праве, заявители пропустили срок обращения в суд. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика, Министерства финансов Российской Федерации, Воробьева Е.Л., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцом не представлено доказательств причинения морального вреда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, считает, что исковые требования Забоева С.А., Кудряшова А.Н. к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ, при этом в соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, а при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, также суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Для возложения ответственности по возмещению вреда по общим правилам необходимы в совокупности следующие условия: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда и вина причинителя вреда. Обязанность доказывания наличия трех первых условий возлагается на истца.
Учитывая изложенное, лицо, заявляющее требование о компенсации морального вреда, должно представить суду доказательства в обоснование своих требований.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, при этом, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Следовательно, допустимым доказательством незаконности действий и бездействий ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области являются соответствующие судебные постановления, либо постановления должностных лиц, наделенных правом на проверку указанных действий и бездействий.
Забоев С.А., Кудряшов А.Н., обратившись в суд с иском о компенсации морального вреда и ссылаясь на то, что вред им причинен незаконными действиями администрации ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области в 2003-2004 годах, не представили доказательств того, что действия либо бездействия ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, признавались незаконными.
С учетом указанного суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцами не доказан сам факт незаконности каких-либо действий органа, должностного лица, а также факт причинения какого-либо вреда.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Забоева С.А., Кудряшова А.Н. к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда следует отказать.
ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области заявлено ходатайство об отказе истцом в удовлетворении исковых требований, поскольку срок обращения в суд пропущен.
На основании п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Учитывая изложенное, на требования о компенсации морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав и других нематериальных благ, распространяются сроки исковой давности (сроки обращения в суд), установленные законом для защиты тех требований, из которых они вытекают.
Исковые требования Забоева С.А., Кудряшова А.Н. о компенсации морального вреда вытекают из требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, установленные гл. 25 ГПК РФ, для которых ст. 256 ГПК РФ установлен срок обращения в суд в три месяца, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права.
Для принятия решения о взыскании компенсации морального вреда в таком случае необходимо, в первую очередь, проверить законность действий (бездействия) органов государственной власти и признать, что данный орган действовал либо бездействовал с нарушением установленного законом порядка при этом нарушены права и законные интересы истца, но это возможно только при соблюдении истцом установленного ГПК РФ срока обращения в суд либо при наличии оснований для его восстановления.
Истцами при обращение в суд не представлено доказательств того, что они обращались в суд и действия либо бездействия ответчика признавались незаконными, как не представлено доказательств уважительных причин пропуска срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа истцам в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Забоева С.А., Кудряшова А.Н. к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: