Дело № 12-125/11
Р Е Ш Е Н И Е<дата обезличена>
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Кожевникова Л.П. рассмотрев жалобу Лучина В.И. на постановление административной комиссии Администрации г.Магнитогорска по Орджоникидзевскому району <номер обезличен> от <дата обезличена> года о привлечении Лучина В.И. к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Лучин В.И. обратился в суд с жалобой на постановление административной комиссии <номер обезличен> от <дата обезличена>, которым был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за нарушение ст. 9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях Челябинской области», а именно за отсутствие маршрутной карты при перевозке пассажиров <дата обезличена>
В обосновании жалобы указал, что является работником у предпринимателя Е.., выполняет трудовые обязанности водителя в соответствии с трудовым договором.
Наличие маршрутной карты при управлении транспортным средством Правилами дорожного движения не предусмотрено.
Решение Магнитогорского городского собрания депутатов от 21.12.2010 года № 232, которым было установлено наличие у водителя маршрутной карты при осуществлении перевозок пассажиров, противоречит законам субъекта РФ и федеральным законам.
Не считает себя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях Челябинской области», поскольку он не является субъектом данного правонарушения.
Кроме того, указывает, что протокол и постановление по делу составлены с существенными нарушениями норм административного права. Просит отменить постановление административной комиссии, дело прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
В судебном заседании Лучин В.И. и его представитель К.., действующая по доверенности от <дата обезличена>, поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель административной комиссии г. Магнитогорска (по Орджоникидзевскому району) о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.
Направил в суд возражения по доводам жалобы. Считает, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, права и законные интересы заявителя были соблюдены, факт административного правонарушения, выразившегося в осуществлении перевозки пассажиров без наличия маршрутной карты на маршруте регулярных перевозок был зафиксирован лицом, составившим протокол об административном правонарушении, двумя свидетелями, постановление вынесено в соответствии в КоАП РФ, Законом Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях по Челябинской области» считает действия должностных лиц администрации и административной комиссии по Орджоникидзевскому району законными и обоснованными, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Суд, заслушав - Лучина В.И. и его представителя, исследовав материалы дела, считает, что жалоба Лучина В.И. подлежит удовлетворению, следует отменить постановление административной комиссии по Орджоникидзевскому району от 01.04.2011 года в отношении Лучина В.И. и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании установлено, что Лучин В.И. состоит в трудовых отношениях с предпринимателем Е.. и выполняет трудовые обязанности водителя маршрутного такси, предусмотренные трудовым договором от <дата обезличена> г.
Е.. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о регистрации от <дата обезличена>., имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек со сроком действия до 27.07.2015 года.
<дата обезличена> специалистом 2 категории отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты населения администрации г. Магнитогорска К.А.А. составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении Лучиным В.И. ст. 9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», осуществлявшим перевозку пассажиров, багажа без наличия маршрутной карты на маршруте регулярных перевозок, чем нарушил п.17 Положения «О создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах г.Магнитогорска автомобильным транспортом», утвержденным решением Магнитогорского совета депутатов от 21.12.2010 года № 232.
Постановлением административной комиссии <номер обезличен> от <дата обезличена> Лучин В.И. за указанное выше административное правонарушение привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей по ст.9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
Суду представлены доказательства, подтверждающие создание административной комиссии по Орджоникидзевскому району, ее состав, ее полномочия К.А.А. составлять протоколы об административных правонарушениях – Решение Магнитогорского городского собрания депутатов от 29.06.2010 года «Об утверждении Положения об административных комиссиях в г. Магнитогорске» вместе с Положением об административных комиссиях, решение Магнитогорского собрания депутатов от 29.07.2010 года «О создании административных комиссий в г. Магнитогорске», Постановление администрации г. Магнитогорска от 30.10.2010 года «Об утверждении персонального состава административных комиссий г. Магнитогорска», Постановление администрации г. Магнитогорска от 28.01.2011 года «О внесении изменений в постановление администрации города от 30.06.2010 года № 6899-П», Постановление администрации Г.Магнитогорска от 30.06.2010 года «Об утверждении перечня должностных лиц администрации г. Магнитогорска, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Постановление администрации г. Магнитогорска от 28.01.2011 года «О внесении изменений в постановление администрации города от 30.06.2010 года № 6900-П».
Согласно пункту «б» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» нарушение муниципальных нормативных правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до одного миллиона рублей.
Ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, к которым и отнесены перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя пп.62 п.1).
В судебном заседании было установлено, что лицензия на перевозку пассажиров у работодателя Лучина В.И. на момент составления протокола об административном правонарушении имелась, установленные Правилами дорожного движения документы, также имелись. Указанное не оспаривается представителем административной комиссии.
В соответствии со ст.24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Конструкция указанной статьи является бланкетной, отсылает к соответствующим Правилам.
Перечень документов, который обязан иметь при себе водитель и предъявлять для проверки сотруднику милиции, установлен п.2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.93г. № 1090. К таким документам относятся - водительское удостоверение, регистрационные документы и талон о прохождении технического осмотра, документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения ТС, путевой лист, лицензионную карточку, страховой полис ОСАГО.
П.1.1 упомянутых Правил предусматривает, что Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
То есть, перечень документов, наличие которых у водителя транспортного средства обязателен, урегулирован федеральным законодательством, устанавливающим административную ответственность за невыполнение мер в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Пунктом 17 Положения «О создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах г. Магнитогорска автомобильным транспортом», утвержденного Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области 21.12.2010 года № 232, на который ссылается представитель административной комиссии, как на одно из оснований для привлечения к административной ответственности Лучина, предусмотрено, что водитель транспортного средства, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту, обязан иметь при себе маршрутную карту и при проведении контрольных мероприятий предъявить ее по требованию уполномоченного лица.
Таким образом, вышеуказанным муниципальным правовым актом – решением Магнитогорского городского совета депутатов, установлен дополнительный документ, который должен предъявлять водитель транспортного средства уполномоченному лицу.
Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Из пунктов 5,7 статьи 14 упомянутого федерального закона следует, что к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
По смыслу пункта 4 статьи 6 федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В такой ситуации отсутствие конкретизации юридического запрета, сформулированного ст.9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО снижает уровень правовых гарантий граждан, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях, допуская возможность необоснованного привлечения к административной ответственности.
Неопределенность правовой нормы ведет к её неоднозначному пониманию, допускает возможность произвольного её применения, необоснованного привлечения к административной ответственности и нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Кроме того, суд принимает во внимание, что данном случае имеется и нарушения принципа справедливости наказания при применении ст.9 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
На основании упомянутой статьи и в соответствии с п.17 вышеназванного Положения, водители – граждане, на территории г. Магнитогорска привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей за осуществление перевозок пассажиров, багажа без наличия маршрутной карты на маршруте регулярных перевозок (которая не предусмотрена п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ)
При этом, при совершении водителем подобного по составу правонарушения (например, отсутствие лицензионной карточки), наступает административная ответственность по ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 100 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое упомянутым Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
Так как суд пришел к выводу о том, что федеральным законодательством административная ответственность за отсутствие маршрутной карты не предусмотрена, ст. 9 закона Челябинской области от 27.05.10 г. № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» административная ответственность за отсутствие маршрутной карты при осуществлении пассажирских перевозок также не предусмотрена, то, не имеется оснований для привлечения Лучина В.И. к административной ответственности в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление административной комиссии администрации г. Магнитогорска по Орджоникидзевскому району <номер обезличен> от <дата обезличена> следует отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лучина ВИ. прекратить.
Доказательств, подтверждающих нарушение требований законодательства при составлении и рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении Лучина, суду не представлено. От подписания протокола об административном правонарушении он отказался, чего не оспаривал в судебном заседании, о заседании административной комиссии был извещен, так как принимал участие при рассмотрении протокола, что усматривается из протокола заседания комиссии и не оспаривается самим Лучиным.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7, 24.5 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Лучина В.И. на постановление административной комиссии администрации г. Магнитогорска по Орджоникидзевскому району <номер обезличен> от <дата обезличена> удовлетворить.
Постановление административной комиссии города Магнитогорска по Орджоникидзевскому району от <дата обезличена> № <номер обезличен> о привлечении к административной ответственности Лучина В.И. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Лучина В.И. прекратить.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.
Судья: