Решение о восстановлении срока на получение средств пенсионных накоплений умершего



Дело № 2 - 2226/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Брайко Д.В.,

при секретаре Белобородовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Проценко Е.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

Проценко Е.Л. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Магнитогорске о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего ДД.ММ.ГГГГ супруга П.Д.С., указав, что он являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. На его индивидуальном лицевом счете № осталась накопительная часть трудовой пенсии, смерть наступила до назначения трудовой пенсии по старости. С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений обратилась ДД.ММ.ГГГГ по причине незнания о наличии средств пенсионных накоплений.

В судебном заседании истица требования поддерживает.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Магнитогорске – Мусина А.Р., возражала против восстановления срока, указав, что названная истцом причина пропуска срока - незнание о наличии средств пенсионных накоплений не является уважительной причиной для восстановления срока.

Третье лицо Проценко А.Г. в судебном заседании не возражала в удовлетворении заявленных требований. На средства пенсионных накоплений умершего сына не претендует. С заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске она не обращалась, отказалась от наследства в пользу снохи (истицы).

Третье лицо Проценко С.В. в судебном заседании не возражал в удовлетворении иска. На средства пенсионных накоплений умершего сына не претендует, также отказался от наследства в пользу истицы.

Заслушав истицу, представителя ответчика, третьих лиц Проценко А.Г. и Проценко С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111 – ФЗ правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

В силу п. 3 ст. 38 закона РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в случае смерти застрахованного лица его правопреемникам производится выплата накопительной части трудовой пенсии при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный Фонд РФ в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

ФЗ от 09.05.2005 г. № 48-ФЗ, вступившим в силу 24 мая 2005 года установлена норма, согласно которой правопреемник умершего застрахованного лица должен обратиться в Пенсионный фонд РФ за выплатой средств пенсионных накоплений в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Поскольку названный закон не содержит нормы об обратной силе закона, шестимесячный срок распространяется только на правопреемников застрахованных лиц, умерших после вступления в силу ФЗ от 09.05.2005 г. № 48, то есть 24.05.2005 и позднее.

Согласно Закону о трудовых пенсиях, пенсионные накопления в случае смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости выплачиваются правопреемникам умершего. В первую очередь право на получение накопительной части трудовой пенсии имеют дети, супруги и родители.

Материалами дела установлено, что П.Д.С. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Истица является супругой, умершего, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 6). П.Д.С. являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, номер его индивидуального лицевого счета: № (л.д. 8). На индивидуальном лицевом счете имелась накопительная часть трудовой пенсии, не полученная при жизни. Заявление от супруги поступило в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4, 10 - 12). Поскольку заявление подано по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, Пенсионный фонд отказал в выплате средств пенсионных накоплений умершего супруга (л.д. 4).

В специальной части индивидуального лицевого счета П.Д.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ имеются отчисления на накопительную часть, наследуемые правопреемниками, что подтверждается сообщением УПФ РФ в г. Магнитогорске (л.д. 25).

Факт смерти застрахованного лица имел место до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости. Заявление правопреемнику следовало подать в период, когда законом была установлена возможность перехода права на пенсионные накопления, установлен срок обращения с заявлением в Пенсионный фонд.

Пояснениями Проценко Е.Л. установлено, что с 2005 года она состояла в зарегистрированном браке с П.Д.С. С 2001 г. по ДД.ММ.ГГГГ муж работал на комбинате, являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. Ей было известно о том, что из заработной платы мужа производились отчисления в Негосударственный пенсионный фонд «Социальная защита старости», куда она обратилась в мае 2010 года. Там ей пояснили, что имеются средства пенсионных накоплений покойного в размере 28000 руб., которые она получила ДД.ММ.ГГГГ. Там же ей сообщили, что другая часть денег находится в УПФР, но к тому времени установленный законом шестимесячный срок был уже пропущен.

В соответствии с п. 9 Правил выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

Истица является правопреемником умершего застрахованного лица первой очереди. Факт смерти имел место до назначения застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости. Причина пропуска срока подачи заявления является уважительной, так как истица не знала о наличии средств пенсионных накоплений в УПФР и возможности их получения в порядке правопреемства.

Учитывая личность истца, которая не имеет юридического образования, смерть близкого человека, отсутствие информации о возможности получения средств пенсионных накоплений из государственного Пенсионного фонда, суд находит правильным удовлетворить исковые требования.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Восстановить Проценко Е.Л. срок для обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений П.Д.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: