Решение о признании права собственности за умершим



Дело № 2-2212/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Белобородовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алимпиевой Н.В. к СНТ «<данные изъяты>» о признании права собственности на земельный участок и садовый домик,

УСТАНОВИЛ:

Алимпиева Н.В. обратилась в суд с иском к СНТ «<данные изъяты>» в г. Магнитогорске о признании за ней права собственности на земельный участок № в саду № СНТ «<данные изъяты>» г. Магнитогорска с расположенным на нем садовым домиком, площадью 16,60 кв.м. В основание иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ по смешанному договору отчуждения Л.П.А. ей был продан земельный участок, а матерью В.А П. был подарен садовый дом. Государственным Комитетом по земельным ресурсам г. Магнитогорска ДД.ММ.ГГГГ ей выдано свидетельство на право собственности на земельный участок, однако, на день выдачи свидетельства Комитет прекратил свое существование и выданный им документ считается недействительным. Договор в БТИ г. Магнитогорска зарегистрирован не был. С 1998 года земельный участок используется по назначению. ДД.ММ.ГГГГ получен кадастровый паспорт земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ получен кадастровый паспорт здания (садовый дом). Поскольку договор не прошел регистрацию в БТИ, право собственности на садовый дом до сих пор записано за прежним владельцем.

В судебном заседании истица иск поддержала.

Представитель ответчика СНТ «<данные изъяты>», извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, считают себя ненадлежащим ответчиком (л.д. 17).

Представитель третьего лица Росреестра по Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали, просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.21).

Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок; из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебных решений.

В соответствии со ст. 5 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 г. № 171 «О земельных отношениях» (с изменениями и дополнениями) граждане и юридические лица вправе иметь землю в собственности.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством и подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации в пределах регистрационного округа.

Магнитогорский филиал Южноуральской регистрационной палаты по Челябинской области приступил к государственной регистрации прав на недвижимость ДД.ММ.ГГГГ.

До этого права собственности на объекты капитального строительства регистрировали органы БТИ в городах и поселках, а права на земельные участки регистрировались в государственных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству.

Как видно из материалов дела, собственником земельного участка № площадью 400 кв.м. в Садоводческом товариществе «<данные изъяты>» сад № 5 являлся Л.П.А. на основании свидетельства на право собственности на землю №, выданного администрацией Ленинского района г. Магнитогорска ДД.ММ.ГГГГ. В.А П. являлась собственником садового дома, находящегося на участке № в саду № СНТ «<данные изъяты>» г. Магнитогорска на основании свидетельства о праве собственности, выданного БТИ г. Магнитогорска ДД.ММ.ГГГГ за №.

ДД.ММ.ГГГГ между Л.П.А., В.А П. и Алимпиевой Н.В. был заключен смешанный договор отчуждения, по условиям которого Л.П.А. продал, а Алимпиева Н.В. купила земельный участок в границах прилагаемого к договору плана, площадью 400 кв.м., предоставленного для ведения садоводства, находящегося в коллективном саду № садоводческого товарищества «<данные изъяты>» г. Магнитогорска, под № 80 (п. 1 договора). В.А П. подарила дочери Алимпиевой Н.В. принадлежащий ей садовый дом, находящийся на указанном земельном участке (п. 4 договора). В результате договора Алимпиева Н.В. стала владельцем земельного участка и расположенного на нем садового дома. В договоре указано, что право собственности переходит после регистрации договора в БТИ и комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Установлено, что договор в БТИ г. Магнитогорска зарегистрирован не был, а в Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Алимпиева Н.В. обратилась через семь месяцев после заключения сделки, что подтверждается штампом о регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в это время права на недвижимое имущество. В том числе на земельные участки, регистрировались в магнитогорском отделе Южноуральской регистрационной палаты по Челябинской области.

Таким образом, регистрация договора в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Магнитогорска после ДД.ММ.ГГГГ не имела юридической силы.

Право собственности на объекты недвижимости у приобретателя по сделке не возникли, так как договор не был предъявлен Алимпиевой Н.В. в разумные сроки к регистрации в соответствующие органы до указанной даты.

Показаниями истицы установлено, что в декабре 1997 г. матерью В.А П. ей был подарен садовый дом, а сожителем матери Л.П.А. продан земельный участок. Договор своевременно не зарегистрировала, обратилась за регистрацией в Комитет по земельным ресурсам через полгода после заключения сделки. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство на право собственности на землю, однако данное свидетельство не имеет юридической силы, так как комитет уже не имел право выдавать такие документы.

Земельный участок формируется как объект гражданских прав исключительно после его кадастрового учета. Факт присвоения земельному участку, расположенному в Челябинской области, г. Магнитогорск, СНТ «<данные изъяты>» сад №, уч. № кадастрового номера № подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9).

Садовый дом, общей площадью 16,60 кв. м расположенный по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, СНТ «<данные изъяты>» сад №, участок №, является нежилым зданием, имеет инвентарный номер, присвоенный по результатам первичной инвентаризации 10800 (л.д. 10-11).

По данным органа технической инвентаризации, ранее осуществляющим регистрацию прав на объекты капитального строительства, В.А П. (которая умерла в 2002 году) является собственником садового дома на земельном участке № в саду № в СНТ «<данные изъяты>» (л.д.15).

Алимпиева Н.В. является членом СНТ «<данные изъяты>» (не указано с какой даты), ей принадлежит спорный земельный участок (справка СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ).

Для возникновения прав на недвижимость, необходима их государственная регистрация, которая является одной из особенностей правового режима данных объектов.

Права на земельные участки, объекты капитального строительства подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на указанные объекты отсутствуют, что подтверждается уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 25).

При указанных обстоятельствах государственная регистрация права собственности истца на земельный участок возможна только по решению суда о признании права собственности.

При отсутствии спора о праве на указанные объекты недвижимости со стороны других лиц, отсутствия арестов и запрещений, суд полагает возможным удовлетворить заявленный иск.

Возражения ответчика о том, что они не имеют отношения к данному делу, суд отклоняет, так как в случае поступления от ответчика заявления о том, что он является ненадлежащим ответчиком, именно он должен указать, кто является надлежащим ответчиком по заявленному в суд требованию. Однако сведения о надлежащем ответчике не представлены.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности на земельный участок площадью 400 кв.м., имеющий кадастровый номер №, расположенный в г. Магнитогорске, СНТ «<данные изъяты>» сад № участок № и расположенный на нем садовый дом, общей площадью 16, 60 кв.м. за Алимпиевой Н.В..

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через суд, постановивший решение.

Председательствующий: