Решение о признании незаконным приказа, отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда



Гр. дело № 2-2121/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Л.Д.,

при секретаре Семенычевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гладских И.Г. к Магнитогорской таможне о признании незаконным приказа, отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Гладских И.Г. обратилась в суд с иском к Магнитогорской таможне о признании незаконным п. 4 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее, отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскании в ее пользу за причинение нравственных страданий компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

В обоснование требований истица указала, что за непредоставление ею, как государственным служащим, сведений о доходах и имуществе супруга она была подвергнута дисциплинарному взысканию в виде замечания. Однако ее вины в непредоставлении ее мужем таких сведений нет. Сведения о доходах и имуществе супруга не были указаны ею в Справке о доходах по независящим от нее причинам – отказ супруга предоставить ей такие сведения. Применение к ней дисциплинарного взыскания считает необоснованным и незаконным. Вины в ее действиях нет. Кроме того, представителем нанимателя нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания: нарушен предусмотренный законом месячный срок, у нее не истребованы объяснения, представитель нанимателя неправильно применил правовые нормы. Неправомерными действиями представителя нанимателя нарушены ее трудовые права, причинившие ей физические страдания, выразившиеся в длительном претерпевании ею головной боли и общего недомогания. Нравственные страдания выразились в виде обиды, чувства несправедливости и разочарования, произошло умаление ее хорошей трудовой репутации. Компенсацию морального вреда она оценивает в 1000 руб., указанную сумму просит взыскать с ответчика, отменить дисциплинарное взыскание.

В судебном заседании Гладских И.Г. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Магнитогорской таможни – Мотиенко И.Р., действующая на основании доверенности, с иском Гладских И.Г. не согласилась. Представила в суд возражения на иск (л.д.54), указав, что предоставление сведений о доходах госслужащего и его супруга прямо предусмотрено рядом законов и Указом Президента. Неисполнение таких требований влечет освобождение госслужащего от службы либо к нему применяется дисциплинарное взыскание Нарушения законов со стороны представителя нанимателя в отношении Гладских И.Г. не допущено. Дисциплинарное взыскание в виде замечания к истцу применено правомерно.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля Г.Э.В., исследовав в судебном заседании доказательства по делу, считает иск не подлежащим судебной защите по следующим основаниям.

Обязанность федерального служащего представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как самого государственного служащего, так и членов его семьи прямо предусмотрена рядом нормативных правовых актов РФ, а именно: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе РФ», Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В частности, пунктом 1 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными актами РФ, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и членов своей семьи.

Положение о предоставлении таких сведений утверждается актом Президента РФ.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 559 утверждено «Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – «Положение…»), пунктом 5 которого определено, что государственный служащий ежегодно представляет сведения о своих доходах, доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащее им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.

Установленная перечисленными выше нормативными актами РФ обязанность гражданского служащего является безусловной, не зависящей от воли и желания как самого государственного служащего, так и иных лиц, в том числе членов семьи.

Пунктом 8 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что невыполнение государственным служащим обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера самого государственного служащего и членов его семьи является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 15 «Положения…» установлено, что в случае непредоставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а гражданский служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае неисполнения обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, всеми указанными выше нормативными правовыми актами на государственного служащего возложена безусловная обязанность по предоставлению сведений о доходах как самого служащего, так и его супруга.

Законодатель сам квалифицировал действия (бездействие) гражданского служащего по предоставлению установленных сведений или предоставлению заведомо недостоверных сведений как правонарушение, независимо от причин и условий его совершения.

При этом, причина совершения такого правонарушения, установленная представителем нанимателя (работодателем), имеет значение только для определения вида и размера ответственности.

При совершении такого правонарушения представитель нанимателя, в соответствии со ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе», вправе применить к государственному служащему дисциплинарное взыскание в виде: замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от должности.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Гладских И.Г. представила в отдел кадров Магнитогорской таможни сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и несовершеннолетнего ребенка (л.д.14).

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга – Г.Э.В., представлены не были. В справке, предоставленной в отношении супруга, необходимые сведения отсутствовали (л.д.16).

После проведенного расследования, по итогам служебной проверки Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (п.4) за ненадлежащее исполнение п. 12.1 Должностного регламента Гладских И.Г. - главный государственный таможенный инспектор правового отдела Магнитогорской таможни, была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д.12).

Истица считает, что обязанности по предоставлению справки ею были выполнены.

Однако вышеназванными законодательными актами РФ установлена обязанность по предоставлению сведений в форме справки, а не самой справки.

В справке, предоставленной истицей в отношении Г.Э.В., в каждом разделе имелась запись: «Сведения предоставить отказался» (л.д.16), что не является должным исполнением требований законов и Указа Президента.

Доводы истицы о том, что правонарушения она не совершала, в непредоставлении сведений на мужа отсутствует ее вина, как необходимый элемент для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, необоснованны. Истица имела возможность в течение 4-х месяцев убедить своего супруга в необходимости предоставления соответствующих сведений.

Как следует из показаний свидетеля Г.Э.В., супруга истицы, являющегося юристом по образованию, на него как на лицо, не являющееся государственным служащим, действия Указа Президента не распространяются. Свидетель подчеркнул, что в действиях его супруги отсутствует вина, как необходимый элемент состава любого правонарушения.

Тем не менее, после привлечения Гладских И.Г. к дисциплинарной ответственности эти сведения им все же были предоставлены, и соответствующая справка (л.д.52) была истицей представлена в Магнитогорскую таможню ДД.ММ.ГГГГ.

Перечисленными выше законами и «Положением…», утвержденным Указом Президента, предусматривается, что невыполнение государственным служащим установленных законами обязанностей уже само по себе является виновным действием, правонарушением, степень вины за которое устанавливается представителем нанимателя для определения размера ответственности.

Отказ супруга предоставить установленный законами перечень сведений, то есть невыполнение государственным служащим обязанности, предусмотренной федеральными законами, указывает на невозможность нахождения служащего на государственной службе и влечет освобождение его от замещаемой должности либо применение к нему (государственному служащему) мер дисциплинарной ответственности, что прямо предусмотрено ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» правом наложения дисциплинарного взыскания обладает представитель нанимателя. Дисциплинарное взыскание налагается после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки.

Представителю нанимателя – начальнику Магнитогорской таможни о правонарушении, совершенном истицей, стало известно ДД.ММ.ГГГГ из Докладной записки заместителя начальника таможни по работе с кадрами, на которой им нанесена резолюция «Для проведения служебной проверки» (л.д.18).

Тот факт, что заместителю начальника отдела кадров З.В.Л. истицей ДД.ММ.ГГГГ была сдана справка на Г.Э.В. с незаполненными графами, не свидетельствует об обнаружении правонарушения, поскольку сотрудник кадровой службы не является представителем нанимателя, не является непосредственным руководителем истицы. Кроме того, предоставление сведений государственным служащим установлено законом до 30 апреля, что не исключало право Гладских И.Г. до окончания указанного срока представить необходимые сведения в таможню.

ДД.ММ.ГГГГ начальником таможни был вынесен приказ № «О проведении служебной проверки» в отношении нескольких государственных служащих, в том числе – Гладских И.Г. (л.д.32).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Магнитогорской таможне проводилась служебная проверка в отношении указанных лиц.

ДД.ММ.ГГГГ Заключение служебной проверки было утверждено начальником Магнитогорской таможни (л.д.20).

Дисциплинарное взыскание наложено на истицу ДД.ММ.ГГГГ, то есть без нарушения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (л.д.8).

Объяснения по факту непредоставления сведений на супруга были представлены Гладских И.Г. в таможню самостоятельно (л.д.29).

Не имеет юридического значения – было ли письменное объяснение лица, в отношении которого проводится служебная проверка, истребовано у него либо представлено этим лицом самостоятельно. В любом случае получение объяснения лица необходимо работодателю для установления причин совершения проступка, каких-либо значимых обстоятельств.

В случае, если государственный служащий не предоставляет объяснения, представитель нанимателя (работодатель) обязан их истребовать. В том случае, если такие объяснения от служащего имеются, необходимость в их повторном истребовании утрачивается.

Как пояснила истица в судебном заседании, при истребовании таких объяснений со стороны работодателя, объяснения были бы даны аналогичные. Ничего нового она указать бы не смогла.

Факт непредоставления истицей сведений о доходах и имуществе своего супруга до наложения дисциплинарного взыскания на Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов не рассматривался, что не лишает работодателя права наложения взыскания, не ограничивает его полномочий в сфере принятия решения о мерах реагирования на совершенный служащим проступок.

В силу изложенного суд считает доводы истицы о пропуске срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности и несоблюдение порядка привлечения к такой ответственности – необоснованными.

Поскольку судом не установлено нарушений законодательства со стороны Магнитогорской таможни по привлечению Гладских И.Г. к дисциплинарной ответственности и вынесению приказа № (п.4), то требования о компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями представителя нанимателя также не могут быть удовлетворены. Законные основания у суда к тому отсутствуют.

Дисциплинарное взыскание на истицу наложено в виде замечания, то есть в наименее строгом виде.

Оценив все представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Гладских И.Г. отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Гладских И.Г. к Магнитогорской таможне о признании незаконным приказа, отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий