Решение о включении в страховой стаж период работы, о перерасчете трудовой пенсии



Дело № 2-682/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Генераловой А.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубковой Р.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ г. Магнитогорска о включении в страховой стаж периодов работы, о перерасчете трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Зубкова Р.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Магнитогорске и просила обязать включить в страховой стаж периоды работы у индивидуального предпринимателя К.О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у индивидуального предпринимателя Г.И.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет страховой части пенсии с учетом сумм начисленных страховых взносов за указанные периоды работы.

В основание иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено ее заявление о назначении трудовой пенсии по старости, при подсчете страхового стажа, учитываемого при определении права на трудовую пенсию, ответчиком были исключены периоды работы у индивидуальных предпринимателей по тем основаниям, что предпринимателями не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы или иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Постановлением Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ данный пункт статьи 10 признан несоответствующим Конституции РФ в части назначения и установления размера трудовых пенсий, позволяющий не включать такие периоды в страховой стаж в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности, снижать размер трудовой пенсии. Считает отказ незаконным, поскольку неуплата страховых взносов за работника не является основанием для исключения периода работы из страхового стажа.

В судебном заседании истица Зубкова Р.И. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Романова Г.В. иск не признала, в возражениях указала, что сведения о трудовом стаже в спорные периоды выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования не подтверждаются, отсутствуют сведения об уплате страховых взносов (л.д. 51-52).

Заслушав стороны, исследовав представленные истцом доказательства, судом установлено следующее.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).

Согласно ст. 7 Федерального закона № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» к «застрахованным» в системе обязательного пенсионного страхования относятся граждане РФ, работающие по трудовому договору. Объектом обложения взносами на обязательное пенсионное страхование для работодателя являются, в том числе, выплаты, начисляемые им в пользу физических лиц по трудовым договорам (ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, п. 1 ст. 236 НК РФ).

Таким образом, для включения того или иного периода работы гражданина в страховой стаж, необходимо установление факта работы по трудовому договору с начислением оплаты за труд, с которых начислялись (должны были начисляться) страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», складывается из базовой, страховой и накопительной частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования.

Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет собственно страховых взносов, при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых по каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ. Учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца).

В пользу граждан, работающих по трудовому договору, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» возлагает уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (пп.1 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14).

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пению. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, закон не предусмотрел гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов, или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, работающих по трудовому договору, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.

В связи с этим Постановлением Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П признан не соответствующим Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц, - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении трудовой пенсии размер ее страховой части.

Материалами дела установлено, что Зубкова Р.А., <данные изъяты> года рождения, достигла общеустановленного пенсионного возраста для женщин (55 лет) ДД.ММ.ГГГГ. Решением пенсионного органа ей назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях с ДД.ММ.ГГГГ. Страховой стаж составляет 35 л. 5 м. 12 дн. (л.д.33-34)

Зубкова Р.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36)

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года истица работала по трудовому договору у индивидуального предпринимателя К.О.В. Период работы у К.О.В. засчитан в стаж трудовой деятельности частично с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, за этот период за работника уплачены страховые взносы

Период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан ответчиком в страховой стаж, поскольку в выписке застрахованного лица отсутствуют сведения о трудовом стаже и заработке работника (л.д. 36-38).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала по договору подряда у индивидуального предпринимателя Г.И.И.

Этот период деятельности выпиской из лицевого счета застрахованного лица не подтвержден (л.д. 36-38).

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ указанные периоды работы исключены из общего трудового и страхового стажа в связи с отсутствием сведений о трудовой деятельности (л.д. 14-17).

Истица оспорила это решение, полагая, что неуплата предпринимателями страховых взносов нарушает ее права на пенсионное обеспечение в соответствующем размере.

Пояснениями истца установлено, что у предпринимателя К.О.В. она работала по пятидневке с 7 утра до 15 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик засчитали только часть это периода. Четыре месяца до ДД.ММ.ГГГГ и два месяца после ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж не вошли, поскольку предприниматель не подавал сведения в Пенсионный фонд, не платил страховые взносы, хотя заработную плату она получала весь период.

Выполнение истицей работы по трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ у предпринимателя К.О.В. подтверждается трудовыми договорами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31, 58), согласно которых работнику устанавливалась 40 рабочих часов в неделю, ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня, заработная плата по штатному расписанию. Трудовая деятельность прекращена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 10).

Факт выполнения истицей работы по трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также показаниями свидетеля П.Л.Я., которая работала у предпринимателя К.О.В. по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55, 60, 76-77, 78-79).

По результатам судебного следствия суд приходит к выводу, что период работы у предпринимателя К.О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует включить в страховой стаж, поскольку отношения носили трудовой характер, были оформлены срочными трудовыми договорами. С заработной платы Зубковой Р.А. должны были начисляться страховые взносы на обязательное страхование, однако работодатель не исполнял надлежащим образом указанной обязанности, не подавал сведения о стаже и заработке работника в Пенсионный фонд за весь период работы.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у предпринимателя Г.И.И. не подлежит зачету в страховой стаж, поскольку истица выполняла работу по договору гражданско-правового характера за вознаграждение в размере 500 руб.

Договор подряда заключен ДД.ММ.ГГГГ и не содержит существенных условий, позволяющих считать его трудовым.

Доводы истца о том, что договор подряда фактически является трудовым договором, что подтверждается имеющейся копией документа (л.д. 84) суд не может принять во внимание, поскольку исправления в документе на «трудовой договор» не оговорены, в наблюдательном деле ИП Г.И.И. имеется именно договор подряда, заключенный с Зубковой Р.А. ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в налоговой инспекции ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).

Вознаграждение, получаемое за работу по договорам гражданско-правового характера, не является заработной платой. На вознаграждения за работу по договорам подряда, заключенным между физическими лицами, в том числе с предпринимателями, страховые взносы не начисляются.

Работа граждан по таким договорам не засчитывается в стаж для назначения пенсии, а вознаграждение за эту работу не учитывается в общем заработке при ее исчислении.

Выполнение истицей в спорный период работы именно по трудовому договору у индивидуального предпринимателя Г.И.И. не доказано.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.

В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» значение для перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости имеет каждый полный год страхового стажа.

Оснований обязать ответчика произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии со дня ее назначения не имеется, поскольку в общий страховой стаж подлежит включению период работы продолжительность 6 месяцев. На день назначения трудовой пенсии по старости у истицы имелось 35 л. 5 м. 12 дн. страхового стажа. С учетом спорного периода у истицы имеется 35 л. 11 м. 12 дн. страхового стажа. Поскольку полный год страхового стажа отсутствует, базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости перерасчету не подлежит.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске включить в страховой стаж период работы у индивидуального предпринимателя К.О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца).

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, постановивший решение.

Председательствующий:

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения в части понуждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске включить в страховой стаж Зубковой Р.А. периоды работы с 1 августа по ДД.ММ.ГГГГ и с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ, а всего – семь месяцев, а кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Ф в г. Магнитогорске Челябинской области оставить без удовлетворения.

В остальной части это же решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.