Решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1824/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Белобородовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тараканова А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Тараканов А.П. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Магнитогорске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачете в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом выездной бригады на станции «Скорой помощи», засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, поскольку работал в торакальном отделении городской клинической больницы № г. Челябинска медицинской сестрой.

В основание иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел назначения пенсий с заявлением о назначении пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии в назначении трудовой пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого медицинского стажа. Просил включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец предъявленные исковые требования поддержал.

Представитель истца – адвокат Тараканов Д.А. действующий по ордеру (л.д. 39) просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 48).

Представитель ответчика Романова Г.В. иск не признала, указав, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как наименование учреждения «Станция скорой помощи» не предусмотрено Списком № 464 от 06.09.1991 г. и номенклатурой учреждений здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в стаж лечебной деятельности, так как не подтверждена занятость врачом в период работы руководителем структурного подразделения; периоды работы

в торакальном отделении больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны в календарном исчислении. В льготном исчислении данные периоды не засчитаны, так как «торакальное» отделение не предусмотрено перечнем отделений хирургического профиля стационаров.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.

До ДД.ММ.ГГГГ медицинские работники обеспечивались пенсиями за выслугу лет на основании норм Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такого вида пенсий, как пенсии за выслугу лет, но предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005года N25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (третий абзац пункта 11) по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Среди медицинских работников правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются врачи всех наименований (за исключением врачей–статистов), а также средний медицинский персонал, состоящие в штате учреждений здравоохранения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорные периоды выработаны истцом до ДД.ММ.ГГГГ.

За периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а также утвержденный указанным постановлением Список.

В период до ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 2 Перечня учреждений и должностей, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и другие медицинские работники, в частности – медицинские сестры, независимо от наименования должности, если они работали в больничных учреждениях всех типов и наименований, учреждениях скорой медицинской помощи.

Как видно из дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тараканов А.П. работал медицинской сестрой палатной в торакальном отделении Городской клинической больницы № медсанчасти Челябинского тракторного завода, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 14), справкой муниципального учреждения здравоохранения (л.д.29-30), приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ о наименовании должности (л.д. 31), штатным расписанием городской клинической больницы № медсанчасти Челябинского тракторного завода, которым предусмотрено торакальное отделение хирургии и медицинская сестра палатная (л.д. 49).

Как установлено пояснениями истца, он закончил медучилище, получил специальность фельдшера. В сентябре 1977 года поступил в институт, где обучался до 1983 года. ДД.ММ.ГГГГ устроился в городскую клиническую больницу № г. Челябинска в торакальное отделение хирургии, где работал палатной медсестрой. Получил специальность врача. ДД.ММ.ГГГГ уволился из стационара по собственному желанию.

Период работы медицинской сестрой в торакальном отделении хирургии городской клинической больницы № медсанчасти Челябинского тракторного завода засчитан территориальным органом Пенсионного фонда РФ в стаж медицинской деятельности истца в календарном исчислении, что составляет 01 год 10 мес. 09 дн. Однако исчисление сроков выслуги лет среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров следует производить из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.

Торакальное отделение хирургии, где работал истец медицинской сестрой, относилось к отделению хирургического профиля стационара, что подтверждается штатным расписанием лечебного учреждения (л.д. 49).

Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено хирургическое торакальное отделение.

Хирургическое торакальное отделение в стационарах было предусмотрено и п. 3.3.5.1 «Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ», утв. Приказом Минздрава от ДД.ММ.ГГГГ №.

Органу пенсионного обеспечения следовало применить льготный порядок исчисления стажа медицинскому работнику. При таких обстоятельствах по решению суда следует дополнительно засчитать в стаж лечебной деятельности истца еще 11 мес. 4 дн. (1/2 от 1 года 10 мес. 6 дн) (сумма трех спорных периодов в календарном исчислении).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал врачом выездной бригады станции скорой помощи, врачом кардиологической выездной бригады станции скорой помощи.

Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке №, справками Управления здравоохранения Администрации г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33), исторической справкой о переименовании станции скорой помощи г. Магнитогорска (л.д. 34),

Данные спорные периоды подлежат зачету в стаж лечебной деятельности Тараканова А.П., поскольку работа выполнялась им в должности и учреждении, предусмотренном Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя ответчика о том, что «Станция скорой помощи» не предусмотрена Списком от 06.09.1991 г. № 464 и номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку «Станция скорой помощи» г. Магнитогорска являлась медицинским учреждением, впоследствии была переименована в «Городскую станцию скорой медицинской помощи».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденный Постановлением СМ РСФСР 6 сентября 1991 г. № 464, согласно которого право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ пунктом 1.5 предусмотрены учреждения скорой медицинской помощи – станции скорой медицинской помощи.

В этот период истец работал заведующим центральной подстанцией Станции скорой помощи г. Магнитогорска и по совместительству работал там же врачом выездной специализированной кардиологической бригады, то есть осуществлял лечебную деятельность. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями истца, справками МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33, 35), согласно которых истец работал заведующим подстанцией и врачом на условиях внутреннего совместительства с 1994 по 1998 годы; лицевым счетом № (л.д. 52-53), показаниями свидетелей Л.А.К. и К.О.Г.

Как видно из документов, на должность заведующего подстанцией Тараканов А.П. перешел с должности врача выездной бригады станции «Скорой помощи» и остался работать в этой должности на условиях внутреннего совместительства.

В соответствии с Приложением к письму Минздравмедпрома РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со стажем непрерывной работы в выездных бригадах главному врачу станции «Скорой медицинской помощи», его заместителю, а также заведующим отделениями и подстанциями «Скорой медицинской помощи», перешедшим на эти должности врачей выездных бригад, сохраняется выплата надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере до 80 % оклада.

Как видно из лицевого счета №, Тараканов А.П. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу врачом выездной кардиологической бригады. С ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность заведующего центральной подстанцией, ему выплачивалась надбавка в размере 80 % оклада за непрерывный стаж. Он получал заработную плату за выполнение основной работы и работы на условиях внутреннего совместительства, что также подтверждается расчетными листками за период с 1995 по 1998 г., где отражена оплата за ночные смены (шифр №), а начисление зарплаты отражено шифрами № и № (л.д. 54-62).

Показаниями свидетеля Л.А.К. установлено, что Тараканов А.П. совмещал работу заведующего подстанцией «Скорой медицинской помощи» с работой врача выездной кардиологической бригады. График работы заведующего подстанцией с 8 утра до 16 часов, остальное время он работал врачом выездной бригады.

Показаниями свидетеля К.О.Г. установлено что, будучи заведующим центральной подстанцией «Скорой помощи», истец в свободное от основной работы время, работал врачом выездной кардиологической бригады, его пациентами были люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. На двух работах в одном учреждении работал весь спорный период.

То обстоятельство, что наименование учреждения «Станция скорой помощи» не соответствовало перечню лечебных учреждений из-за отсутствия в наименовании учреждения слова «медицинской», не является основанием к отказу в зачете в стаж лечебной деятельности, поскольку «Станция скорой помощи» относится к медицинскому учреждению.

Из исторической справки видно, что ДД.ММ.ГГГГ была создана «Станция скорой медицинской помощи» в составе 1-го лечебно-профилактического объединения; ДД.ММ.ГГГГ «Станция скорой помощи» выделена в самостоятельную административную единицу с непосредственным подчинением здравотделу; с ДД.ММ.ГГГГ муниципальное медицинское учреждение именовалось «Городская станция скорой медицинской помощи» (л.д. 34)

В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781.

Указанным Списком предусмотрены врачи – специалисты всех наименований (кроме врачей статистиков), средний медицинский персонал, к числу которых относится должность палатной медицинской сестры, работающие в больнице, на станции скорой медицинской помощи.

В спорные периоды истец работал на должности врача выездной бригады «Скорой помощи» на условиях внутреннего совместительства, будучи заведующим центральной подстанцией, а также в должности среднего медицинского персонала в торакальном хирургическом отделении больницы, выполнял свои должностные обязанности в течение всего указанного периода. Факт выполнения истцом лечебной деятельности подтвердился.

Ответчиком засчитано в стаж на соответствующих видах работ 18 лет 10 мес. 26 дн., в том числе период работы медицинской сестрой палатной в торакальном отделении городской клинической больницы г. Челябинска в календарном исчислении 1 год 10 мес. 9 дней (заседание комиссии от ДД.ММ.ГГГГ).

Продолжительность спорных периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача выездной бригады на «Станции скорой помощи» г. Магнитогорска составляет 09 лет 06 мес. 09 дн.

За период работы в хирургическом отделении стационара (торакальное отделение) следует добавить еще 11 мес. 04 дня.

Всего по решению суда следует засчитать в стаж Тараканова А.П. на соответствующих видах работ 10 лет 05 мес. 13 дн.

С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии гражданин обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28).

С учетом засчитанного ответчиком периода получается 29 лет 04 мес. 09 дн. (18 лет 10 мес. 26 дн. + 10 лет 05 мес 13 дн.), а требуется не менее 30 лет.

Поскольку требуемый специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с указанной даты следует отказать.

Руководствуясь ст ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске засчитать в специальный стаж Тараканова А.П. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 06 мес.09 дн.), засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном счислении (дополнительно 11 месяцев 4 дня).

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения исковых требований Тараканова А.П. к ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске Челябинской области о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.