Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-2048/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Белобородовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Т.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске (далее УПФР в г. Магнитогорске, истец), в котором просила признать решение Комиссии по рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Орджоникидзевского района ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В основание иска указала, что в спорный период действовало Положение от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала старшей медицинской сестрой в детских яслях № г. Магнитогорска.

Впоследствии заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила предмет иска, просила признать решении Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа в зачете стажа на соответствующих видах работ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика засчитать в стаж работы в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

В судебном заседании истица заявление поддержала.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Романова Г.В. исковые требования не признала, в письменных возражениях указала, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3-3-16) в должности медицинской сестры в детских яслях № не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как наименование учреждения «ясли-сад» не предусмотрено Списком № 464 от 06.09.1991. Согласно п. 1 указанного Списка право на досрочную пенсию предоставлено среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от должности. Кроме того, не засчитан период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0- 1-17), т.к. истица находилась на курсах и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0-0-7), поскольку в этот период истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не дает право на включение указанных выше периодов работы в льготный стаж.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, независимо от их возраста, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.

Согласно указанному Закону порядок реализации прав граждан РФ на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2–П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет, до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым предусмотрены медицинские сестры, а детские учреждения перечислены в разделе 1 настоящего перечня, где указаны детские сады, ясли-сады, ясли, дома ребенка и другие детские и лечебные учреждения.

В соответствии с указанным постановлением, пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения назначается врачам и другим работникам здравоохранения – при стаже работы по специальности не менее 30 лет в городах.

Данное Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Как видно из трудовой книжки Ивановой Т.М., она была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ старшей мед. сестрой в детские ясли №, переведена ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшей работы в детскую поликлинику № в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 9).

Из архивной справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации г. Магнитогорска, следует, что Иванова Т.М. работала в детских яслях № отдела здравоохранения г. Магнитогорска с ДД.ММ.ГГГГ старшей медицинской сестрой, с начислением заработной платы с июля по декабрь включительно, 1987 год с начислением заработной платы с января по декабрь включительно; 1988 год с начислением заработной платы с января по декабрь включительно. Направлена на курсы усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; В 1989 году работала с начислением заработной платы с января по октябрь включительно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была в отпуске без сохранения заработной платы (л.д. 18).

Как видно из примечания, приказы по личному составу детских яслей № горздравотдела в архивный отдел управления образования не передавались. Лицевые счета по начислению заработной платы за 1986-1989 годы переданы на постоянное хранение в архивный отдел Управления образования в связи с ликвидацией архива Управления здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказа о ликвидации детских яслей № в архивном отделе нет (л.д. 18–19).

Должностные инструкции на старшую медицинскую сестру по детским яслям № отдела здравоохранения г. Магнитогорска в архив управления образования не передавались (л.д. 24).

В лицевом счете работника Ивановой Т.М. за 1988 год имеется запись о том, что согласно приказа горздравотдела № от ДД.ММ.ГГГГ работник направлен на курсы усовершенствования с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Согласно п. «ж» ч. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утв. Постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Согласно Рекомендации международной Организации Труда от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21).

Пояснениями истицы установлено, что она работала старшей медицинской сестрой в детских яслях № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В её должностные обязанности входила профилактическая работа, вакцинация детей, проведение оздоровительных и карантинных мероприятий, осуществление контроля за санитарно-эпидемиологическим режимом, питанием. Было три вида ясельных групп: младшая, средняя и старшая. Грудные дети требовали больше ухода. В ее подчинении находилась диетсестра и патронажная сестра. Кроме медицинских работников, с группой работала медсестра-воспитатель. Каждые 5 лет медицинские работники должны были проходить обучение с целью усовершенствования. Курсы, как правило, были без освобождения от работы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на курсах с сохранением заработной платы, что подтверждается лицевым счетом. Фельдшером в тот период она не работала, фельдшер была приходящей с детской поликлинники.

Стаж лечебной деятельности истца, признанный ответчиком, составляет 26 лет 10 месяцев 12 дней.

Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 года 3 месяца 16 дней, из них с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 18 дней работник был на курсах усовершенствования, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 дней в отпуске без сохранения зарплаты.

Спорный период имел место в период действия Постановления №, поэтому период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшей медицинской сестрой в детских яслях подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Не подлежит включению в лечебный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0-0-8) поскольку в этот период истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы, и не осуществляла деятельность по охране здоровья населения.

Проверив обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении Ивановой Т.М. трудовой пенсии по старости досрочно, суд установил, что у истца имеется право на назначение такой пенсии на момент ее обращения в пенсионный орган. Отказ в зачете периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. В указанный период истица осуществляла лечебную деятельность в должности и учреждении, предусмотренным Перечнем, утв. Постановлением СМ СССР ДД.ММ.ГГГГ и введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением 7 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Общая продолжительность спорного периода, подлежащего зачету - 03 года 03 мес. 08 дн.

Иванова Т.М. обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16–17). К этой дате у нее было 30 лет 01 мес. 20 дн. специального стажа (26 лет 10 мес. 12 дн. + 03 года 03 мес. 08 дн).

При таких обстоятельствах ответчик обязан был назначить ей досрочную трудовую пенсию на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение УПФ РФ в г. Магнитогорске от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске включить в стаж на соответствующих видах работ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за вычетом периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) 3 года 3 мес. 8 дней.

Обязать УПФ РФ в г. Магнитогорске назначить Ивановой Т.М. трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а кассационная жалоба ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске Челябинской области – без удовлетворения.