Решение о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений yмершего



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Брайко Д.В.,

при секретаре Белобородовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Магнитогорска» в интересах несовершеннолетней Пономаревой Е.А., к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего,

УСТАНОВИЛ:

МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Магнитогорска» (далее - истец, Центр для несовершеннолетних) обратилось в суд с иском к УПФР в г. Магнитогорске о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего ДД.ММ.ГГГГ П.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося отцом Пономаревой Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., указав, что он являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. На его индивидуальном лицевом счете № осталась накопительная часть трудовой пенсии, смерть наступила до назначения трудовой пенсии по старости. В связи с поступлением ребенка в Центр для несовершеннолетних ДД.ММ.ГГГГ администрация Центра ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР с запросом относительно наличия средств пенсионных накоплений умершего отца ребенка, и выяснили, что средства имеются, за их получением никто не обращался. Поскольку со дня смерти застрахованного лица прошло 6 месяцев, срок обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений несовершеннолетней дочери умершего пропущен. Причина пропуска срока – поступление ребенка в Центр для несовершеннолетних через 6 месяцев со дня смерти отца.

В судебном заседании законный представитель истца Красюк Т.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 7) требование поддержала.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Магнитогорске – Романова Г.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 18), возражала против восстановления срока, указала, что П.А.Н., умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, средства пенсионных накоплений на его индивидуальном лицевом счете имеются, трудовая пенсия ему не была назначена, так как он не достиг пенсионного возраста. Несовершеннолетняя дочь Пономарева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в УПФР в г. Магнитогорске о назначении пенсии по случаю потери кормильца, которая ей назначена и выплачивается. При приеме заявления о назначении пении ее ознакомили с памяткой о выплате средств пенсионных накоплений умершего отца, со сроками обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Однако она с таким заявлением не обратилась. Пономарева Е.А. вправе была проявить деловую осмотрительность для получения пенсионных накоплений после смерти отца, у нее была возможности своевременно обратиться с указанным заявлением (л.д. 19-21).

Несовершеннолетняя Пономарева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании пояснила, что мать оставила ее в возрасте 2 лет, воспитывалась она отцом Пономаревым А.Н., который умер. После смерти отца осталась проживать с бабушкой (по линии отца). Пенсию по потере кормильца оформляли с бабушкой, вместе ходили в Пенсионный фонд. В ноябре 2009 года ей было 15 лет, обстоятельств, связанных с разъяснением ей права на получение средств пенсионных накоплений она не помнит.

Заслушав участников процесса, показания свидетеля Ж.Г.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111 – ФЗ правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

В силу п. 3 ст. 38 Закона РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в случае смерти застрахованного лица его правопреемникам производится выплата накопительной части трудовой пенсии при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный Фонд РФ в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

ФЗ от 09.05.2005 г. № 48-ФЗ, вступившим в силу 24 мая 2005 года установлена норма, согласно которой правопреемник умершего застрахованного лица должен обратиться в Пенсионный фонд РФ за выплатой средств пенсионных накоплений в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Поскольку названный закон не содержит нормы об обратной силе закона, шестимесячный срок распространяется только на правопреемников застрахованных лиц, умерших после вступления в силу ФЗ от 09.05.2005 г. № 48, то есть 24.05.2005 и позднее.

Согласно Закону о трудовых пенсиях, пенсионные накопления в случае смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости выплачиваются правопреемникам умершего. В первую очередь право на получение накопительной части трудовой пенсии имеют дети, супруг и родители.

Материалами дела установлено, что П.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5). Несовершеннолетняя Пономарева Е.А. является дочерью умершего, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 4). П.А.Н. являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, номер его индивидуального лицевого счета: 072-239-40549. На его индивидуальном лицевом счете имелась накопительная часть трудовой пенсии, не полученная при жизни (л.д. 6). С заявлением о назначении пенсии Пономарева Е.А. обратилась в территориальный орган пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ, последний документ представлен ДД.ММ.ГГГГ. С этого дня ребенку назначена трудовая пенсия по потере кормильца (л.д. 22-24).

Пономарева Е.А. после смерти отца осталась без родительского попечения. Является воспитанницей Центра для несовершеннолетних г. Магнитогорска с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Постановлением главы города Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ ребенка определили в Центр несовершеннолетних на полного государственное обеспечение как нуждающуюся в государственной защите в связи с отсутствием родителей (л.д. 17). С разрешения отдела опеки с ДД.ММ.ГГГГ ребенок временно пребывает в семье бабушки Ж.Г.Г., которая оформляет опеку (л.д. 16).

С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений мать умершего, а также его дочь П.А.Н. не обращались, что подтверждается ответом УПФР на запрос Центра для несовершеннолетних (л.д. 6).

С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего в интересах ребенка следовало обратиться его законному представителю, которого в силу обстоятельств не было. Бабушка не является её законным представителем. Ребенок находится под присмотром учреждения с ноября 2010 года, которое оказывает ему содействие в реализации его прав. При таких обстоятельствах в силу несовершеннолетнего возраста правопреемника срок на обращение с указанным заявлением подлежит восстановлению.

Доводы представителя ответчика о том, что работники УПФР в г. Магнитогорске известили несовершеннолетнюю о наличии средств пенсионных накоплений умершего, и возможности их получения, что подтверждается текстом в расписке-уведомлении о приеме заявления о назначении пении и других документов ДД.ММ.ГГГГ суд отклоняет, так как информировать надо его родителей или законных представителей.

За отсутствием таковых проинформирован ребенок, который еще не сформировался как личность для самостоятельного осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.

Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).

По общему правилу, именно с 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме.

Ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

Пономарева Е. на день смерти отца являлась ребенком, обладала частичной дееспособностью, так как достигла возраста 15 лет. В августе 2009 года она оказалась в трудной жизненной ситуации, так как осталась без родительского попечения под присмотром бабушки. Самостоятельно реализовать права и обязанности без помощи и участия в этом посторонних лиц не могла.

Это подтверждается показаниями свидетеля Ж.Г.Г. (бабушки), согласно которым умерший П.А.Н. был её сыном и отцом несовершеннолетней Пономарева Е.А. Место нахождение матери ребенка неизвестно. После смерти сына она помогала внучке оформить пенсию по потери кормильца. Бывало, что внучка одна ходила в УПФР, могла подписать что-нибудь, не поняв разъяснений, поскольку еще ребенок. О праве на получение средств пенсионных накоплений они не знали; а также материалами дела.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Восстановить несовершеннолетней Пономаревой Е.А. срок для обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений П.А.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: