Решение о восстановлении срока для выплаты пенсионных накоплений умершего



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ гор. Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: В.И. Лебедева,

при секретаре: Ю.В. Исаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Рыбаковой О.В. к ГУ УПФР в городе Магнитогорске о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего,

У С Т А Н О В И Л:

Рыбакова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, в котором просит восстановить срок для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений Т.В.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что она является правопреемником после смерти отца, который имел пенсионные накопления, учтенные на его лицевом индивидуальном счете. После смерти отца она обратилась к нотариусу и заявила о своих правах на наследственное имущество.

В судебном заседании истец Рыбакова О.В. поддержала исковые требования, пояснила, что после смерти отца в течение полугода обратилась к нотариусу, наследовала имущество, при этом от нотариуса узнала, что у отца имеются пенсионные резервы в НПФ «СЗС». По вопросу пенсионных накоплений не консультировалась, в Пенсионных фонд не обращалась. Кроме того, у нее не было возможности обратиться с заявлением в УПФ РФ, так как не с кем было оставить ребенка. С заявлением в УПФ обратилась в ноябре 2010 года.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в городе Магнитогорске Романова Г.В., действующая на основании доверенности (л.д.11), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала предоставленный отзыв (л.д. 12-14), пояснив, что уважительных причин для восстановления срока не имеется, истец за консультацией могла обратиться к специалистам Пенсионного фонда.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу, что исковые требования Рыбаковой О.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия может состоять из следующих частей: базовой части, страховой части, накопительной части.

В соответствии с п. 3 ст. 6 данного закона установление накопи­тельной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застра­хованного лица.

В силу п. 12 ст. 9 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахо­ванное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствую­щего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте б статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индиви­дуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застра­хованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Пунктом б ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определен круг лиц, которым выплачиваются средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. При отсутствии заявления застрахованного лица о порядке рас­пределения средств выплата производится в первую очередь детям, супругу и родителям, во вторую очередь братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

В судебном заседании установлено, что Т.В.М., являлся за­страхованным лицом в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в РФ». ДД.ММ.ГГГГ Т.В.М. умер, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти № (л.д.7).

Истец – Рыбакова О.В. является правопреемником умершего, что подтверждается представленным в суд свидетельством о рождении (л.д.5), свидетельством о заключении брака (л.д.6).

По сообщению органа УПФ РФ на имя Рыбаковой О.В., последняя обратилась в УПФ РФ с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего Т.В.М. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 года N 111-ФЗ и п. 9 и п. 10 Пра­вил выплат Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего за­страхованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в спе­циальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Поста­новлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года N2 741, обращение правопреемников умершего застрахованного лица за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, путем подачи в любой территориаль­ный орган Пенсионного фонда по выбору правопреемника соответст­вующего заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

В исключительных случаях закон при наличии уважительных причин допускает возможность восстановления пропущенного срока исковой давности (ст. 205 ГК РФ).

Восстановление срока обращения в территориальные органы Пен­сионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, по об­щему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключитель­ных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.

Как следует из пояснений истицы, она знала о наличии пенсионных накоплений в НПФ «СЭС» у умершего Т.В.М., соответственно имела возможность обратиться в ГУ УПФ РФ в городе Магнитогорске за консультацией. Кроме того, истица ссы­лалась на незнание закона. Между тем, незнание законодательства само по себе не может быть отнесено к числу обстоятельств, тесно связанных с личностью истицы и не может быть признано уважительной причиной пропуска срока для обращения с заявлением. Наличие на иждивении ребенка также не является уважительной причиной, которая может послужить основанием для восстановления срока.

Иных причин, препятствовавших обращению Рыбаковой О.В. с за­явлением о выплате средств пенсионных накоплений, истицей не указа­но.

Истица вправе была проявить деловую осмотрительность для по­лучения пенсионных накоплений после смерти отца, она не была лишена возможности своевременно обратиться с заявлением о выплате пенсионных накоплений.

Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения ис­ковых требований Рыбаковой О.В.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Рыбаковой О.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пен­сионных накоплений - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий: