РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.
при секретаре Белобородовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перепечаевой Т.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Перепечаева Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске (далее ответчик) о признании права на досрочное назначение и выплату пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, мотивировав свои требования тем, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как стаж на время обращения составлял 30 лет 19 дней. В назначении данной пенсии ей было отказано с указанием на то, что на время обращения в пенсионный орган ее специальный стаж составлял 28 лет 8 месяцев 7 дней. В льготный стаж не были включены периоды работы: фельдшером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Баймакской районной больнице; медицинским эвакуатором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Станции скорой медицинской помощи; заведующей врачебной амбулаторией с исполнением обязанностей участкового терапевта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; участковым терапевтом в поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица предъявленные исковые требования поддержала.
Ответчик иск не признал. Представитель указал, что спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, поскольку должности фельдшера амбулаторного приема и медицинского эвакуатора не предусмотрены Списком № 464 от 06.09.1991 и номенклатурой учреждений здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ №. Факт работы терапевтом на условиях внутреннего совместительства с должностью заведующей врачебной амбулаторией документально не подтвержден. Период работы терапевтом в городской поликлинике не засчитан, так как запись о работе внесена с нарушением п.4.1 «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. В стаж лечебной деятельности Перепечаевой Т.А. засчитано 28 лет 8 месяцев 7 дней, а для досрочного назначения трудовой пенсии требуется 30 лет ( л.д. 40 – 42).
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
До ДД.ММ.ГГГГ медицинские работники обеспечивались пенсиями за выслугу лет на основании норм Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такого вида пенсий, как пенсии за выслугу лет, но предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Среди медицинских работников правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются врачи всех наименований (за исключением врачей–статистов), а также средний медицинский персонал, состоящие в штате учреждений здравоохранения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005года N25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-Ф3, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Как установлено по делу, все спорные периоды выработаны истцом до ДД.ММ.ГГГГ.
За периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а также утвержденный указанным постановлением Список.
В период до ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 2 Перечня учреждений и должностей, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и другие медицинские работники, в частности – фельдшеры, если они работали в больничных учреждениях всех типов и наименований, учреждениях скорой медицинской помощи.
Как видно из дела Перепечаева Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 14 дней) работала фельдшером амбулаторного приема в Старо-Сибайской сельской участковой больнице, что подтверждается трудовой книжкой, справкой МУЗ Баймакской центральной городской больницы (л.д. 28);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 11 дней) Перепечаева Т.А. работала медицинским эвакуатором на Станции скорой медицинской помощи г. Уфы. Дданный период не отражен в трудовой книжке, но факт работы подтверждается лицевым счетом по начислению заработной платы за 1983 год (л.д. 25-26) и справкой со Станции скорой медицинской помощи г. Уфы, из которой следует, что истица работала в должности медицинского эвакуатора на 0.5 ставки. Должность медицинского эвакуатора по штатному расписанию учреждения относилась к среднему медицинскому персоналу (л.д.27);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 3 дня) истица работала в сельской местности заведующей врачебной амбулаторией п. Полоцкий Кизильского района Челябинской области с исполнением обязанностей участкового врача-терапевта (записи №, № в трудовой книжке), справка работодателя (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ истица принята в Магнитогорскую городскую больницу № участковым врачом-терапевтом в поликлинику №, где работала по ДД.ММ.ГГГГ Период работы врачом-терапевтом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 13 дней) нашел подтверждение в судебном заседании, так как в трудовой книжке имеется запись, что работник продолжил трудовые отношения в организации, на базе которой было создано новое медицинское учреждение «Медико-санитарная часть», а также архивной справкой (л.д. 32), где указано, что с марта 1994 г. по октябрь 1996 г. Перепечаевой Т.А. начислялась заработная плата.
На момент осуществления Перепечаевой Т.А. деятельности фельдшера в сельской больнице, медицинским эвакуатором на станции скорой медицинской помощи действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N1397. Перечнем предусмотрена должность фельдшера, учреждения скорой медицинской помощи, больничные учреждения, независимо от наименования должности. Указанное постановление утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N953.
Кроме того, работа истицы, осуществляемая до ДД.ММ.ГГГГ также подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1066, предусматривающим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как подтвердил работодатель справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, должность медицинского эвакуатора по штатному расписанию «Станции скорой медицинской помощи» относились к среднему медицинскому персоналу (л.д. 27).
Поэтому заявленные требования о включении в льготный стаж работы в должности фельдшера амбулаторного приема в больнице, медицинского эвакуатора на станции скорой медицинской помощи подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что должность поименована «фельдшер амбулаторного приема» объясняется тем, что сельской больнице врача не было, амбулаторный прием осуществлял фельдшер.
За периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а также утвержденный указанным постановлением Список.
Согласно п. 1 Списка № 464 от 6 сентября 1991 г., право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью имеют врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Период работы заведующей врачебной амбулаторией и участковым врачом-терапевтом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготный стаж, так как врачебная деятельность осуществлялась истицей в сельской местности, других врачей в амбулатории не было.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями истца, из которых следует, что она была назначена заведующей Полоцкой врачебной амбулаторией, где работала терапевтом, вела прием, ходила по вызовам, при необходимости госпитализации больного его увозили на машине скорой помощи в Кизильскую районную больницу. Кроме нее вести прием пациентов в амбулатории, ходить по вызовам было некому.
Доводы представителя ответчика о том, что период работы в Полоцкой врачебной амбулатории не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, суд отклоняет по следующим основаниям.
Как следует из документов, выплата заработной платы заведующей амбулатории врачу-терапевту Перепечаевой Т.А. производилась Кизильской центральной районной больницей Челябинской области, где Перепечаева Т.А. работала полный рабочий день на полную ставку при полной рабочей неделе. Конкретное место работы врача-терапевта – врачебная амбулатория п. Полоцкий, которая являлась структурным подразделением Кизильской центральной районной больницы (л.д. 29).
Из акта документальной проверки муниципального учреждения «Кизильской центральной районной больницы» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работодателем представлены документы об оплате труда заведующей врачебной амбулаторией Перепечаевой Т.А. (расчетно-платежные ведомости за 1993-1994 гг).
Таким образом, пояснения истца и имеющиеся в материалах дела документы с достоверностью подтверждают, что, будучи заведующей амбулаторией, Перепечаева Т.А. занималась врачебной деятельностью, которая была ее основным занятием.
Расчетно-платежные ведомости за 1993-1994 г.г. не могут содержать сведения об оплате должности врача-терапевта, так как врач Перепечаева Т.А. была принята на должность заведующей врачебной амбулаторией, где в пределах рабочего времени работала по специальности. Она не являлась руководителем учреждения здравоохранения, а была работником его подразделения.
Ссылка ответчика на приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", согласно которого врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам предоставлено право вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности несостоятельна, так как период работы заведующей амбулаторией имел место до его издания и применению при разрешении спора не подлежит.
Период работы участковым врачом-терапевтом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городской больнице № подлежит зачету в стаж лечебной деятельности, так как трудовые отношения с работником возникли с ДД.ММ.ГГГГ и были продолжены после реорганизации лечебного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в той же должности, что подтверждает запись № в трудовой книжке, архивная справка (л.д. 32), в совокупности подтверждающие, что Перепечаева Т.А. работала врачом в учреждении здравоохранения.
Претензии специалистов пенсионного органа к записям в трудовой книжке необоснованны. Оснований сомневаться в том, что истица в августе-сентябре 1996 г. работала врачом в больнице, не имеется. Периоды работы участковым врачом-терапевтом в Горбольнице № с 15 марта по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участковым врачом – терапевтом медсанчасти засчитаны ответчиком в стаж, дающий право на льготную пенсию.
Продолжительность спорных периодов – 1 год 4 месяца 11 дней, ответчиком засчитано в льготный стаж 28 лет 8 месяцев 7 дней. С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50). На эту дату у нее имелось 30 лет 18 дней льготного стажа. Поскольку требуемый льготный стаж истца на дату обращения имелся, ей следует назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске засчитать в стаж на соответствующих видах работ периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 мес. 14 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 мес. 11 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес. 03 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 13 дн) всего 1 год 4 месяца 11 дней.
Назначить Перепечаевой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, через суд, постановивший решение.
Председательствующий: