Решение суда о выселении и снятии с регистрационного учета.



Дело № 2-1024/11

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.,

при секретаре Крайновой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайрутдинова Р.В. к несовершеннолетней дочери Хайрутдиновой О.Р., в интересах которой действует ее мать Хайрутдинова З.Н. о выселении и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Хайрутдинов Р.В. обратился в суд с иском о выселении несовершеннолетней дочери Хайрутдиновой О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в интересах которой действует ее мать Хайрутдинова З.Н. о выселении и снятии с регистрационного учета из квартиры по адресу: <адрес>.

В основание иска указал, что их брак с Хайрутдиновой З.Н. расторгнут, судебный акт вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ 2011 года. Согласно определению суда он передал в собственность бывшей супруге две квартиры в <адрес> и по <адрес>. Дочь проживает с матерью в одной из квартир, иногда проживает у него. В результате раздела имущества квартира в <адрес> передана в его собственность, в связи с чем регистрация дочери в его квартире ограничивает его права собственника. На основании ст. 304 ГК РФ, ст. 35 ЖК РФ просил выселить дочь из его квартиры и снять ее с регистрационного учета.

В судебном заседании заявленный иск поддержал.

Его представитель Горячев А.М., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, полагал требования законными и подлежащими удовлетворению.

Несовершеннолетняя дочь истца, ее законный представитель участия в судебном заседании не принимали, извещены, мать ребенка иск не признала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В возражениях по иску указала, что требования истца незаконны. На основании указанных им норм закона ребенок не подлежит выселению из квартиры, так как, несмотря на развод родителей, дочь имеет право на защиту своих прав и интересов, является членом семьи собственника, имеет право пользования жилым помещением по месту регистрации. Лишение несовершеннолетней дочери такого права повлечет нарушение ее жилищных прав. Наличие у нее жилого помещения основанием выселения не является (л.д. 17, 27-28).

Заслушав истца, его представителя, заключение прокурора Шариповой О.К., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, материалы дела, суд приходит к выводу, что в иске следует отказать.

Материалами дела установлено, что родителями Хайрутдиновой О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются отец Хайрутдинов Р.В., мать Хайрутдинова З.Н. (л.д. 16). Ребенок имеет регистрацию по месту жительства в 3-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 107, 8 кв.м. Эта квартира принадлежит на праве собственности истцу по договору от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 5, справка с места жительства о составе семьи л.д. 4). В Ленинском районном суде г. Магнитогорска было возбуждено гражданское дело по иску Хайрутдиновой З.Н. к Хайрутдинову Р.Ф. о расторжении брака, взыскании алиментов на содержание ребенка, разделе имуществе. Ответчик обратился со встречным иском о разделе имущества. В судебном заседании супруги отказались от исковых требований о разделе имущества, производство по делу в этой части прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу, брак супругов Хайрутдиновых расторгнут, с отца взысканы алименты на содержание дочери Хайрутдиновой О., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, в размере ? части всех видов заработка, в пользу матери Хайрутдиновой З.Н. В связи с раздельным проживанием, после развода бывшая супруга снялась с регистрационного учета с адреса: <адрес>, где ранее они проживали одной семьей (л.д. 18).

Фактически после развода родителей дочь проживает с матерью, у которой в собственности находится квартира по <адрес>. Кроме того, на праве общей долевой собственности матери и дочери принадлежит квартира по <адрес> (л.д. 20-21).

Как установлено пояснениями истца, супруга с дочерью ушли из квартиры в ДД.ММ.ГГГГ 2009 года, после развода осталась проживать с матерью в квартире по <адрес>, в связи с чем, он и обратился с указанным иском. Он исполняет алиментные обязательства на содержание дочери в пользу бывшей супруги. Место жительства ребенка (с матерью) было определено по устной договоренности. Дочь не выписывается из его квартиры, так как боится матери. Дочь приходит к нему в гости раза 2 в месяц, ее вещей в его квартире нет.

В соответствии с п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет прав на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями.

В соответствии со ст. 55 СК РФ расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка, в том числе и на жилищные права.

Обязанности по осуществлению родительских прав возлагаются законом в равной мере на обоих родителей.

Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы из родителей.

Поскольку права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка, то лишение ребенка права пользования жилым помещением, принадлежащем одному из родителей, влечет нарушение прав ребенка.

Освобождение судом одного из родителей от исполнения его обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего ребенка жилым помещением противоречит вышеуказанным нормам СК РФ.

Предусмотренных ч. 1 ст. 35 ЖК РФ оснований для выселения несовершеннолетней дочери истца - Хайрутдиновой О.Р. из квартиры по месту регистрации не имеется.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Несовершеннолетняя дочь не перестала быть членом семьи Хайрутдинова Р.В., так как остается дочерью собственника квартиры.

Выезд несовершеннолетней Хайрутдиновой О. из спорной квартиры носил вынужденный характер, так как мать ребенка забрала дочь, ее вещи и ушла из квартиры в другое жилье. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что между бывшими супругами достигнуто соглашение об определении места жительства ребенка в квартире по месту проживания матери не имеется.

Прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности одному из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением.

Доводы истца о том, что ребенок фактически проживает с матерью, в пользу которой он исполняет алиментные обязательства о предоставлении средств на содержание ребенка, суд не может принять во внимание, так как алиментные обязательства жилищные права ребенка сами по себе не прекращают.

При таких обстоятельствах, несовершеннолетний ребенок сохраняет право пользования жилым помещением отца до совершеннолетия.

Доводы представителя истца о том, что регистрация несовершеннолетнего ребенка и его матери в квартире истца была незаконной, без согласия собственника квартиры, суд отклоняет, поскольку в силу положений ст. 20 ГК РФ место жительства несовершеннолетнего ребенка определяется местом жительства его родителей, в данном случае - отца.

Положения ст. 304 ГК РФ при разрешении данного спора применению не подлежат, поскольку спорные отношения не регулируют.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Хайрутдинову Р.В. в удовлетворении исковых требований к несовершеннолетней дочери Хайрутдиновой О.Р. о выселении и снятии с регистрационного учета отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через суд, постановивший решение.

Председательствующий: