Решение суда о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-1018/11

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Белобородовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цымбал И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Цымбал И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске (далее УПФР в г. Магнитогорске) с учетом уточненного заявления от 30 мая 2011 года просила отменить решение УПФР в г. Магнитогорске, обязать ответчика включить в педагогический стаж период работы в должности педагог-организатор с 02 марта 1996 г. по 31 августа 1997 г., признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня подачи заявления.

В основание иска указала, что 18 марта 2011 г. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УПФР в г. Магнитогорске на основании п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как на дату обращения имела более 25 лет педагогического стажа. Решением ответчика от 25.03.2011 ей было отказано в установлении трудовой пенсии по мотивам отсутствия необходимого педагогического стажа. Ответчик не засчитал период работы с 02 марта 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности педагога-организатора по тем основаниям, что такая должность не предусмотрена Списком № 781 от 29.10.2002. Считает отказ в установлении пенсии неправомерным, поскольку в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» работа в должности педагога-организатора засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Указанное постановление действовало до 1 октября 1993 г. В последующие Списки № 463 от 06.09.1991, № 1067 от 22.09.1999 такая должность включена не была. Однако до принятия Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях» работа в должности педагога-организатора давала право на пенсию по выслуге лет. Полагает что право на зачет периода работы в должности педагога-организатора, возникшее на основании Постановления Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства.

В судебном заседании истица заявленный иск поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Мусина А.Р. иск не признала, в возражениях указала, что истица обратилась за назначением пенсии 18 марта 2011 г. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ определялось на указанную дату. Для досрочного назначения пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, требуется 25 лет педагогического стажа. Право истицы на трудовую пенсию по старости определялось в соответствии со Списком должностей и учреждений …» и «Правилами исчисления периодов работы…», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В педагогический стаж истицы засчитано 23 года 6 мес. 7 дней. Период работы истцы в должности педагога – организатора со 2 марта 1996 по 31 августа 1997 г. (1-5-29) в средней школе <данные изъяты> не засчитан в педагогический стаж, так как такое наименование должности не предусмотрено разделом «наименование должностей» Списка от 29.10.2002 № 781. В Перечне учреждений, организаций и должностей, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959, в Списке профессии и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463 и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 отсутствует наименование должности «педагог-организатор». Должность педагога-организатора предусмотрена общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, но в Списки должностей, работа в которой засчитывается в выслугу, такая должность не внесена.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Как следует из трудовой книжки Цымбал И.В., 2 марта 1996 г. она принята на работу в школу педагогом–организатором. 1 сентября 1997 года переведена учителем физики (л.д. 13-14).

Уточняющей справкой № 12 от 17 марта 2011 года директор школы указал, что Цымбал И.В. работает в МОУ школе педагогом-организатором по организации и проведению внеклассных мероприятий с детьми, работа с детьми отряда Юный инспектор дороги, агитбригады и учительские часы по физике и математике постоянно, с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Однако педагогом-организатором она не работает, а работала в период со 2 марта 1996 г. по 1 сентября 1997 г.

18 марта 2011 года истица обратилась в УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Право на пенсию оценивалось по действующему списку № 781 от 29.10.2002, которое содержит конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет. Данный Список не предусматривает должности педагога-организатора. Поэтому период работы в школе в указанной должности со 2 марта 1996 по 31 августа 1997 г не был засчитан в стаж педагогической деятельности. Продолжительность педагогического стажа Цымбал И.В. на дату обращения составила 23 года 6 месяцев 7 дней. Решением УПФР в г. Магнитогорске от 25 марта 2011 года Цымбал И.В. отказано в назначении пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Проверив законность отказного решения, суд не находит оснований для его отмены.

Период работы педагогом – организатором в школе суд не может засчитать в педагогический стаж, так как должность педагога-организатора отсутствует в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, а также в ранее действовавшем Списке, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991г. N463. В указанных Списках предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

В соответствии с подп.10 п. 1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом3 ст.28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 ст.28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённом постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1067, отсутствует должность "педагог-организатор".

Доводы истца о том, что должность педагога-организатора предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ СССР от 17.декбаря 1959 года № 1397 несостоятельны, так как такой должности Перечень не предусматривает.

Кроме того, указанный перечень действовал до 1 октября 1993 года, а спорный период работы имел место со 2 марта 1996 по 31 августа 1997 года. Поэтому право истца на пенсию по выслуге лет на основании данного нормативного акта оцениваться УПФР в г. Магнитогорске не должно.

Учительские часы, которые вела Цымбал И.В. в этот период (учебный год 1996-1997), замещая отсутствующих учителей-предметников по болезни (л.д.14), независимо от количества часов, не дают право на зачет спорного периода в педагогический стаж, поскольку ставку преподавателя истиц в тот период не занимала.

Выписка из приказа от 10 сентября 1996 г. «О распределении учебной нагрузки» учителям школы на 1996-1997 учебный год подтверждает, что нагрузка в 10 часов в 7 классах дана не как учителю физики, а на предмет физики (л.д. 15, 44).

Цымбал И.В. получала заработную плату за ставку педагога-организатора и доплату за учительские часы, что подтверждается актом документальной проверки от 05.05.2011 (л.д. 31-32). Должность учителя физики в школе в спорный период истица не занимала, объем учебной нагрузки значения не имеет, поскольку она осуществлялась без занятия штатной должности.

С 1 сентября 1997 года она была переведена на штатную должность учителя физики. Согласно приказа «О распределении учебной нагрузки» от 24.09.1997 учебная нагрузка учителя физики составляла 22 часа в неделю в 7, 8 классах (л.д. 45). С 1 ноября 1007 года нагрузка увеличена до 24 часов в неделю (л.д. 46).

Период работы в школе с 01.09.1997 по 01.11.2009 засчитан ответчиком в педагогический стаж.

Истица полагает, что занимаемая должность педагога-организатора тождественная должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, должности педагога-воспитателя, должности педагога, которые предусмотрены Списком № 781 от 29.10.2002.

Суд не может согласиться с таким мнением по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решён судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативных правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. N367, предусмотрена должность «педагог-организатор» (должность служащих).

Таким образом, должность в трудовой книжке истца работодателем указана правильно.

Указание работодателем в справке от 30 мая 2011 года (л.д. 67) на то, что выполняемые обязанности педагога-организатора были тождественны функциональным обязанностям воспитателя со ссылкой на приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» ошибочно, поскольку указанным приказом тождество наименования должности «педагог-организатор» наименованию должности воспитатель, предусмотренном Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы …» утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не устанавливалось.

Ссылка в справке на Постановление Минтруда РФ от 23 июня 2003 года № 39 также ошибочна, поскольку данным постановлением установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель». В указанных должностях Цымбал И.В. в школе никогда не работала.

В другой справке от 03.06.2011 работодатель указывает, что должность педагога–организатора, которую занимала Цымбал И.В. в период с 02.03.1996 по 31.08.1997 тождественна обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и педагога, ссылаясь на тот же приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей», на то же Постановление Минтруда РФ от 23 июня 2003 года № 39 «Об установлении тождества наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель», а также на уже упоминавшееся Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516.

Директор школы считает, что если работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г., то можно установить тождество наименования должностей «педагог-организатор» наименованию должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Однако такое право предоставлено не директорам школ, а Министерству труда и социального развития Российской Федерации, которое тождество указанных должностей не устанавливало.

Истица занимала в школе должность, которая право на досрочную трудовую пенсию не дает. И никакое тождество должностей в ее случае не применяется. Оснований к зачету в педагогический стаж периода работы со 2 марта 1996 г. по 31 августа 1997 г. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Цымбал И.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске о зачете в педагогический стаж периода работы с 02 марта 1996 г. по 31 августа 1997 г., назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 18 марта 2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: