решение о признании незаконным решение юридического лица и о возложении обязанности на ответчика разрешить установку индивидуальных приборов



Дело № 2 - 1839/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Юдина В.Н.

при секретаре Бессолова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грязновой И.В., Басировой М.Г., Абушахмановой Д.М., Андреевой Н.В., Воливач Л.С., Долгановой Н.А., Сысоевой С.В., Соколовкой И.А. к ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университете им. Г.И. Носова» о признании незаконным решение юридического лица и о возложении обязанности на ответчика разрешить установку индивидуальных приборов учета потребляемых жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Грязнова И.В., Басирова М.Г., Абушахманова Д.М., Андреева Н.В., Воливач Л.С., Долганова Н.А., Сысоева С.В., Соколовкая И.А. обратились в суд с исковым заявлением к ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университете им. Г.И. Носова» о признании незаконным решение юридического лица и о возложении обязанности на ответчика разрешить установку индивидуальных приборов учета потребляемых жилищно-коммунальных услуг.

В основание заявления указали, что по указанному адресу пр. <адрес> в <адрес> занимают жилые помещения в доме, который относится к государственному жилищному фонду и передан в оперативное управление МГТУ. ДД.ММ.ГГГГ они обратились к руководителю ответчика с заявлением разрешить установку индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных услуг (электро, водо, теплоснабжения). Решением ректора МГТУ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении просьбы отказано. Данное решение считают необоснованным, так как установка приборов учета максимально эффективно отражала бы количество и стоимость потребляемых услуг. Кроме того, решение ответчика противоречит принципам эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В судебном заседании истцы Абушахманова Д.М., Андреева Н.В., Воливач Л.С., Долганова Н.А., Сысоева С.В., Грязнова И.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Истцы Басирова М.Г., Соколовская И.А. в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.199,207).

Представитель истцов Коновалов К.Г. по ордеру (л.д.38) исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить, пояснил, что истцы не уклоняются от уплаты общих расходов, что не видит препятствий для установления счетчиков индивидуального учета.

Представитель ответчика Жеков Р.И. по доверенности (л.д.135), исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление и пояснил, что в спорном общежитии МГТУ установлены 2 счетчика по водоснабжению на жилые и другие помещения, элетросчетчики установлены по такому же принципу. Жильцы и студенты не несут расходы по содержанию лифта. Студенты по положению об образовании оплачивают от стипендии не более 5 %, все остальное оплачивает университет. Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги был проведен управлением жилищного отдела и было рекомендовано провести расчет в соответствии с их нормативами в части индивидуального учета сантехнических приборов, которые были приведены в соответствии с данными рекомендациями. В общежитии коммунальные платежи по индивидуальным счетчикам никому не рассчитываются. На время исполнения трудовых обязанностей истцы занимают жилую площадь и установка индивидуальных приборов учета не целесообразна.

Третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили (л.д.208).

Третье лицо территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили (л.д.209).

Заслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в исковых требованиях истцам следует отказать по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитии относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Пункт 4 указанной статьи определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 7 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (с изменениями и дополнениями) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 16 Правил также установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность использования в многоквартирных домах, как коллективных (общедомовых) приборов учета, так и индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ректора ГОУ ВПО «МГТУ» им. Г.И. Носова от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об установлении платы за проживание в общежитиях университета» (л.д. 43-44) установлены для проживающих в общежитии университета тарифы на оплату коммунальных услуг – горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. В данном приказе предусмотрены тарифы на оплату коммунальных услуг при наличии индивидуальных счетчиков учета потребления. При этом, данный приказ не содержит каких-либо исключений по оплате коммунальных услуг для лиц, проживающих в общежитии №6 Университета.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Лепихин А.В. пояснил, что он осмотрел сантех. системы в спорном общежитии. На стояках имеются ответвления, которые не препятствуют установке водомеров. В некоторых блоках можно установить по два водомера, а в некоторых и по четыре водомера.

Частью 5 ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №261 – ФЗ от 23 ноября 2009 года определено, что требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения: 1) культовые здания, строения, сооружения; 2) здания, строения сооружения, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры); 3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года; 4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи с количеством жтажей не более чем три); 5) строения, сооружения вспомогательного использования; 6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров; 7) иные определенные Правительством РФ здания, строения, сооружения.

Нормы указанного Закона, в равной мере распространяются на жилые многоквартирные дома, в том числе и общежития, относящиеся к специализированному жилищному фонту, так как действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

Согласно ч.2 ст. 13 Законы расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а так же при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 5 ст. 13 Закона установлено, что 01.01.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Из анализа вышеуказанных положений нормативных актов следует, что требования истцов по настоящему делу о разрешении им за свой счет осуществить установку индивидуальных приборов учета в занимаемых ими комнатах в общежитии по ДД.ММ.ГГГГ в г. Магнитогорске не противоречит закону.

Одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требования является отсутствие технической возможности по установлении. Индивидуальных приборов учета.

В силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду дополнительных доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности осуществить установку индивидуальных приборов учета в здании общежития № по пр. ДД.ММ.ГГГГ в г. Магнитогорске.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным требования истцов о разрешении им за свой счет осуществить установку индивидуальных приборов учета в занимаемых ими комнатах в общежитии по ДД.ММ.ГГГГ в г. Магнитогорске удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Грязновой И.В., Басировой М.Г., Абушахмановой Д.М., Андреевой Н.В., Воливач Л.С., Долгановой Н.А., Сысоевой С.В., Соколовкой И.А. к ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университете им. Г.И. Носова» - удовлетворить.

Признать решение ректора ГОУ ВПО «МГТУ» им. Г.И. Носова от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на него обязанность разрешить Грязновой И.В., Басировой М.Г., Абушахмановой Д.М., Андреевой Н.В., Воливач Л.С., Долгановой Н.А., Сысоевой С.В., Соколовкой И.А. установку индивидуальных приборов учета потребляемых жилищно-коммунальных услуг (электро-, водо-,теплоснабжения-).

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: