Решение суда об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на долю в наследственном имуществе.



Дело № 2-1894/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Белобородовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова В.А. к Назаровой Г.К. об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на долю в наследственном имуществе,

УСТАНОВИЛ:

Федоров В.А. обратился в суд с иском к Гавриловой Г.К., не зная достоверно ее фамилии, а фамилия у ответчика Назарова.

Истец просил установить факт родственных отношений, признать его сыном Г.А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право собственности на ? доли в квартире по адресу: <адрес>

В основание иска указал, что является сыном умершего Г.А.А., первичного свидетельства о рождении у него не сохранилось. В повторном свидетельстве о рождении фамилия и отчество отца не указаны, указано только имя – А.. Г.А.А. состоял в браке с его матерью, которая после расторжения брака в 1962 году сменила фамилию на Ф.. Он обратился к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства, в чем ему было отказано, так как в свидетельстве о рождении нет полного имени отца. Впоследствии он узнал, что Г.А.А. оставил завещание на ответчицу. Он имеет право на обязательную долю в наследстве, так как является нетрудоспособным сыном наследодателя. На день открытия наследства ему исполнился 61 год.

Истец проживает в <адрес>, участия в судебном заседании не принимал, вел дело через представителей, которым 13 июня 2010 года выдал доверенность (л.д. 18).

Представитель по доверенности Альмухаметова С.А. о месте и времени рассмотрения дела извещена (л.д. 42), по факсимильной связи прислала заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 37).

Ответчик Назарова Г.К. иск не признала, пояснила, что знать не знает объявленного сына. Она является наследницей по завещанию, приняла наследство после смерти супруга Г.А.А., с которым состояла в браке. Свидетельство о праве на наследство еще не получила. Со слов супруга ей известно, что у него не было детей. С 1948 года он служил в армии 5 лет. После службы с 1953 года жил с Е. без регистрации брака, так как был женат на Ф.Н.М., ездил в <данные изъяты>, чтобы развестись с ней. Впоследствии зарегистрировал брак с Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, детей у них не было. Г.Е. умерла в 2002 году. После ее смерти они заключили брак, но фамилию она менять не стала.

Заслушав ответчицу, исследовав документы и иные материалы дела. суд приходит к выводу, что в иске следует отказать.

Ранее Федоров В.А. обращался в суд по месту жительства с заявлением об установлении факта родственных отношений, целью установления данного факта было оформление наследства, открывшегося со смертью Г.А.А., просил суд установить тот факт, что умерший Г.А.А. – его отец. При рассмотрении дела в порядке особого производства было установлено наличие спора о праве по поводу наследства. Заявление Федорова В.А. было оставлено без рассмотрения. Заявителю разъяснено право предъявить иск в общем порядке, что подтверждается определением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Как видно из содержания иска, суть заявления сводится к установлению факта признания отцовства. Предполагаемый отец ребенка умер 23 февраля 2010 года. Спор возник по поводу наследства. При наличии спора о праве факт признания отцовства разрешается в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 50 Семейного кодекса РФ в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Федоров В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается повторным свидетельством о рождении, выданным 02.04.2010 (л.д. 8). В графе отец указано только имя – А., в графе мать – Ф.Н.М..

На день рассмотрения дела действует Семейный кодекс РФ, который введен в действие с 1 марта 1996 года.

Относительно детей, родившихся до 1 октября 1968 г. (с этого времени в силу вступили Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье), суд вправе установить факт признания отцовства лишь при условии, что ребенок находился на иждивении данного лица к моменту его смерти или ранее.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» сказано, что в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 г.).

Таким образом, особые правила установлены в отношении лиц, родившихся с 08.07.1944 по 01.10.1968, согласно которым отцовство признается при условии, что ребенок фактически находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее. Под иждивением понимается, как минимум, регулярная материальная помощь, которая служит основным источником существования.

Как видно из документов, на момент составления актовой записи о рождении Федорова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., его родители не состояли в браке между собой. Запись об отце произведена со слов матери – Ф.Н.М.. Вписано только имя - А..

Данное обстоятельство подтверждается записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ на Федорова В.А. (л.д. 30).

На основании записи акта о рождении заявителю выдано повторное свидетельство о рождении.

Г.А.А. и Ф.Н.М. заключили брак 1 января 1952 года, после заключения брака жене присвоена фамилия Г.. Брак зарегистрирован <данные изъяты> РФ, что подтверждается справкой о заключении брака от 02.06.2010 (л.д.9).

Брак зарегистрирован через три года после рождения у Ф.Н.М. сына Федорова В..

28 ноября 1962 года супруги расторгли брак на основании решения <данные изъяты> областного суда. После расторжения брака супруга взяла добрачную фамилию Ф. (свидетельство о расторжении брака л.д. 10).

Как установлено письменными пояснениями ответчика, с 15 декабря 1948 года Г.А.А. был призван на службу в армию. Где прослужил до 22 мая 1953 года. После увольнения из армии Г.А.А. приехал в Магнитогорск, где находилась в больнице в тяжелом состоянии его мать. 9 июля 1953 года Г.А.А. устроился на работу на <данные изъяты>, где проработал до 1999 года. В г. <данные изъяты> он не проживал. В 1953 году женился и проживал со своей женой Г.Е.С., умершей 27.03.2002 г. детей у них не было (л.д. 35).

Г.А.А. и Назарова Г.К. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака супруги фамилии не меняли (свидетельство о заключении брака л.д. 21).

При жизни Г.А.А. составил завещание, которым распорядился принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Земельный участок с садовым домом в СНТ «<данные изъяты>» сад он завещал Г.Д.С. а все остальное имущество – Назаровой Г.К., что подтверждается завещанием от 19.08.2009 года (л.д. 22).

Г.А.А. умер 23 февраля 2010 года в г. Магнитогорске, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 7).

Истец Федоров В.А. достиг возраста 61 года, является пенсионером по старости, заявление об установлении факта родственных отношений подал с целью получить право на наследственное имущество Г.А.А.

По результатам судебного следствия установлено, что Г.А.А. при жизни не признавал себя отцом ребенка, родившегося у Ф.Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ году.

Пояснения ответчика о том, что у Г.А.А. не было детей, суд находит достоверными. Факт признания отцовства по отношению к Федорову В.А. в несовершеннолетнем возрасте при жизни последнего не установлен.

Как видно из военного билета Г.А.А., он был призван в армию призывной комиссией при <данные изъяты> районном военном комиссариате <данные изъяты> области 15 декабря 1948 года и служил до 22 мая 1953 года (л.д. 38).

В период армейской службы 01.01.1952 г. зарегистрировал брак с Ф.Н.М. С женой и ее сыном в селе <данные изъяты> не проживал, после увольнения из армии сразу приехал в Магнитогорск, где 9 июля 1953 г. устроился на работу на <данные изъяты>, в 1963 году окончил индустриальный техникум по специальности прокатное производство. По состоянию на 1963 году был женат на другой женщине – Г.Е.С.

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой и военным билетом Г.А.А.

Представленные истцом заявления Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно которым жители деревни <данные изъяты> и деревни <данные изъяты> подтверждают тот факт, что Г.А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является отцом Федорова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не могут быть приняты судом во внимание, так как сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, не содержат.

Из заявлений указанных лиц не следует, что Г.А.А. признавал себя отцом ребенка, что он оказывал Ф.Н.М. регулярную материальную помощь на содержание сына до достижения им возраста 18 лет.

Указанные заявления не являются нотариально удостоверенными показаниями свидетелей, о чем указывает представитель истца. Нотариусом засвидетельствована лишь подпись лиц на заявлениях.

Кроме того, указанные письменные заявления лиц, доказательствами в смысле ст. 55 ГПК ПФ не являются.

Обстоятельства, обосновывающие требования истца, отсутствуют.

Федоров В.А. родственником умершего не является, так как запись акта о рождении не содержит сведения об отце ребенка, Г.А.А. не признавал себя отцом Федорова В.А. Таким образом, условий, при которых можно установить факт признания отцовства после смерти предполагаемого отца, не имеется.

Следовательно, и прав на наследственное имущество истец не имеет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Федорова В.А. об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на долю в наследственном имуществе, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Постановлением Президиума Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Федорова В.А. к Назаровой Г.К. об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на долю в наследственном имуществе.

Дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Магнитогорска.