Решение о выплате средств пенсионных накоплений



№2-2171/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Шапошниковой О.В.,

при секретаре: Филимоновой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальниковой В.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений

У С Т А Н О В И Л :

Сальникова В.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений сына ФИО1, указав в обоснование заявления, что является правопреемником умершего сына ФИО1, который погиб при невыясненных обстоятельствах в ДД.ММ.ГГГГ года, она обратилась в ГУ УПФ г.Магнитогорска с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, срок на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений восстановлен решением суда. Ответчик не выплачивает денежные средства, ссылаясь на то, что в свидетельстве о смерти отсутствует дата (день) смерти её сына. Считает отказ в выплате средств пенсионных накоплений необоснованным.

Истец Сальникова В.Г. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснила суду, что день смерти её сына ФИО1 не установлен, в медицинском свидетельстве о смерти указан только месяц – ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с тем, что тело её сына было найдено через несколько месяцев после того, как он пропал без вести.

Представитель ответчика ГУ УПФ г.Магнитогорска Романова Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения (л.д.18), суду пояснила, что в представленном истицей свидетельстве о смерти ФИО1 указана неполная дата смерти, у Пенсионного Фонда РФ отсутствуют полномочия по самостоятельному определению даты смерти, в связи с чем на заявление о выплате средств пенсионных накоплений истице было разъяснена необходимость обращения с заявлением о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния. Также пояснила, что сведения о дне смерти необходимы для внесения в систему персонифицированного учета, без чего невозможно произвести выплату пенсионных накоплений.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Сальниковой В.Г. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 ст. 6 данного закона установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В силу п. 12 ст.9 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Пунктом 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определен круг лиц, которым выплачиваются средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. При отсутствии заявления застрахованного лица о порядке распределения средств выплата производится в первую очередь детям, супругу и родителям, во вторую очередь братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном истицы Сальниковой В.Г., что подтверждается свидетельством о рождении. ФИО2 является правопреемником после смерти ФИО1 Как следует из пояснений истицы и подтверждено справкой ОВД Агаповского района Челябинской области ФИО1 пропал без вести в ДД.ММ.ГГГГ года, находился в федеральном розыске, тело ФИО1 было обнаружено в <данные изъяты> года в реке <данные изъяты> Агаповского района Челябинской области.

На основании заключения судебно-медицинской экспертизы было выдано медицинское свидетельство о смерти (л.д.14), которым установлена дата смерти – ДД.ММ.ГГГГ года.

Решением Ленинского районного суда г.Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Сальниковой В.Г. восстановлен срок для обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Сальникова В.Г. обратилась в УПФ в г.Магнитогорске с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений с приложением решения суда о восстановлении срока. Средства пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1 истице до настоящего времени не выплачены, истице выдан письменный ответ, с указанием на необходимость представить документ, содержащий точную дату смерти ФИО1

Суд полагает, что данные требования ответчика являются необоснованными, учитывая, что в соответствии со ст.64 Закона «Об актах гражданского состояния» №143-ФЗ от 15 ноября 1997 года основанием для государственной регистрации смерти является документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.12.2008 года №782-н "Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти" таким документом является медицинское свидетельство о смерти. Судом установлено, что сведения о дате смерти ФИО1 указаны в свидетельстве о рождении в точном соответствии со сведениями, указанными в медицинском свидетельстве о смерти, день смерти ФИО1 заключением судебно-медицинской экспертизы не установлен. Оснований для обращения в суд с заявлением о внесении исправлений в актовую запись Сальникова В.Г. не имеет, поскольку отсутствуют основания полагать, что при составлении актовой записи о смерти ФИО1 была допущена ошибка.

Таким образом Сальникова В.Г. представила в ГУ УПФ г.Магнитогорка свидетельство о смерти, выданное в соответствии с требованием закона. Факт смерти ФИО1 подтвержден свидетельством о смерти, Сальникова В.Г. является правопреемником умершего ФИО1 первой очереди, в силу положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных 03.11.2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 741, Сальникова В.Г. имеет право на получение средств пенсионных накоплений ФИО1, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, отказ ответчика в выплате средств пенсионных накоплений является необоснованным.

В части доводов представителя ответчика о невозможности внесения сведений о смерти ФИО1 в програмно-технический комплекс системы персонифицированного учета и выплаты в связи с этим средств пенсионных накоплений, суд полагает, что с учетом отсутствия правового регулирования порядка указания даты смерти застрахованного лица при наличии сведений только о месяце или только о годе смерти, в силу п.4 ст.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит применению принцип аналогии закона и аналогии права. Нормы пенсионного законодательства, а именно п.45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555 содержат порядок определения даты, в случае отсутствия числа соответствующего месяца, а именно если не указано число месяца, таковым считается 15 число соответствующего месяца. Поскольку пенсионным законодательством, в отношении иных правоотношений установлен порядок определения даты, правила определения даты смерти при отсутствии сведений о дне смерти нормативными актами не урегулированы, суд полагает возможным путем применения аналогии закона, обязать ГУ УПФ г.Магнитогорска внести в систему персонифицированного учета сведения о дне смерти ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сальниковой В.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магнитогорске выплате средств пенсионных накоплений –удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда в г.Магнитогорске выплатить Сальниковой В.Г. средства пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать внести в систему персонифицированного учета дату смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней, с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: