Гр. дело № 2-2714/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Трифоновой Л.Д.
при секретаре Семенычевой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой Н.Д. к Администрации г. Магнитогорска о признании права собственности на долю в жилом помещении за умершим,
у с т а н о в и л:
Селиванова Н.Д. обратилась в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска о признании за ФИО7 права собственности на 1/6 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с включением этого имущества в наследственную массу.
В обоснование своих требований истица указала, что после смерти матери ФИО2 открылось наследство, состоящее из 1/3 доли в квартире. В установленный законом сроком она с братом – ФИО3 обратилась в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство по закону по 1/6 доле в праве на вышеуказанную квартиру. ФИО3 свидетельство о праве на наследство по закону получил, но свое право на 1/6 долю в вышеуказанной квартире должным образом в Управлении Росреестра не зарегистрировал. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 скоропостижно скончался.
В судебном заседании истица свои требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации города Магнитогорска при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал (л.д.16). Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра в г. Магнитогорске в судебное заседание не явился. Просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.17).
Суд, заслушав истицу, исследовав в судебном заседании доказательства по делу, находит исковые требования Селивановой Н.Д. обоснованными и подлежащими судебной защите по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается смертью.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. № 122-ФЗ Учреждение юстиции по регистрации прав несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
В отношении умершего гражданина внесение записей в Реестр не представляется возможным, поскольку отсутствует как документ, удостоверяющий личность, так и место жительства гражданина, в связи с чем, признание права собственности на недвижимое имущество за гражданином производится в судебном порядке.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Как следует из содержания ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вышеназванная регистрация имущества является обязательной после введения в действие настоящего Федерального закона, то есть с 31 января 1998 года.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество производится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица, то есть носит заявительный характер. Срок для подачи такого заявления законом не установлен.
Правопреемство в отношении наследственного имущества должно быть оформлено нотариусом, который устанавливает принадлежность имущества наследодателю на день смерти.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Селивановой Н.Д., 1954 года рождения, ФИО2, 1921 года рождения, и ФИО3, 1949 года рождения, зарегистрированные и проживавшие в трехкомнатная квартире, расположенной по адресу: <адрес>, приватизировали в долевую собственность вышеуказанную квартиру, что подтверждается Договором на приватизацию квартиры в совместную собственность (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.5).
После смерти ФИО2 открылось наследство, состоящее из 1/3 доли в праве на квартиру.
В установленный законом сроком дети умершей обратились в нотариальную контору за получением свидетельств о праве на наследство по закону по 1/6 доле в вышеуказанной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО1 получили свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.8,9).
Но при этом, ФИО3 надлежащим образом право собственности на свою долю в праве не оформил, в Управлении Росреестра не зарегистрировал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.6).
Из пояснений истицы, данных в судебном заседании, следует, что ФИО3 после смерти матери сильно заболел и по состоянию здоровья не мог заниматься наследственными делами, при этом фактически получив наследственную долю в жилом помещении в свое владение, пользование и распоряжение.
Все перечисленные выше документы, а также выписка из технического паспорта, справка из ОГУР «Обл.ЦТИ» предоставлены истицей в суд, копии их приобщены к материалам настоящего гражданского дела (л.д.11,12).
При наличии вышеуказанных обстоятельств суд считает возможным признать право собственности за ФИО3, на 1/6 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Селивановой Н.Д. к Администрации г. Магнитогорска о признании права собственности на долю в жилом помещении – удовлетворить.
Признать право собственности за Селивановой А.Д., умершим ДД.ММ.ГГГГ, на 1/6 долю в праве на трехкомнатную квартиру, общей площадью – 61,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, возникшее при его жизни, и включить указанное имущество в наследственную массу.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через районный суд.
Председательствующий