Дело №2-2685/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи: Гусевой Е.В.,
при секретаре: Евстигнеевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой В.А. к УМВД РФ по г. Магнитогорску, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области о признании наименования и типа транспортного средства легковым, внесение изменений в регистрационные документы и обязании произвести перерасчет налога на транспортное средство,
УСТАНОВИЛ:
Романова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к УМВД РФ по г. Магнитогорску и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области, в котором просила признать автомобиль <данные изъяты> легковым, обязать УМВД РФ по г. Магнитогорску внести в графу ПТС «тип транспортного средства» - «легковой», обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области произвести перерасчет транспортного налога за <данные изъяты> на вышеуказанный автомобиль, исходя из типа ТС - легковой, по ставке 1 руб.с каждой лошадиной силы.
В обоснование заявленных требований истец пояснила, что она является собственником автомобиля <данные изъяты>. Данный автомобиль производителем отнесен к типу ТС легковой, к категории «В», является семиместным универсалом повышенной вместимости, мощность двигателя 140 лошадиных сил. При первоначальной регистрации автомобиля в г. Магнитогорске ДД.ММ.ГГГГ в графе ПТС «особые отметки» инспектором РЭО дополнительно указано «микроавтобус». Налоговым органом был исчислен транспортный налог за <данные изъяты> по налоговой ставке 36,8 руб. за л.с., предусмотренной Законом Челябинской области № 114 – ЗО от ДД.ММ.ГГГГ для автобусов. Поскольку она имеет 5 несовершеннолетних детей, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области с заявлением о предоставлении налоговой льготы на основании ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области № 114 – ЗО от ДД.ММ.ГГГГ. Однако ей в этом было отказано, поскольку указанный автомобиль является автобусом. Считает, отказ налогового органа незаконным и нарушающим права и её законные интересы.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Межрайонной ФНС России № 17 – Каплин Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37) иск не признал, указав, что налоговым органом исчислен транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> принадлежащий истцу, ДД.ММ.ГГГГ по налоговой ставке 36,8 руб. и отказано в применении налоговой льготы, предусмотренной ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге», поскольку автомобиль <данные изъяты>, является автобусом, а не легковым автомобилем.
Представитель УМВД РФ по г. Магнитогорску в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не согласился с требованиями истца о признании автомобиля <данные изъяты> легковым, обязании УМВД РФ по <адрес> внести в графу ПТС «тип транспортного средства» - «легковой», поскольку данный автомобиль является легковым, о чем в ПТС имеются соответствующие сведения.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Романова В.А. является владельцем транспортного средства <данные изъяты> и в соответствии со ст. 357 и ст. 358 НК РФ является налогоплательщиком транспортного налога.
Как следует из ответа налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ № №, требования № № (л.д. 9-10, 11) расчет транспортного налога в отношении вышеуказанного транспортного средства, принадлежащего истцу, произведен по ставке, применяемой для автобусов с мощностью до 200 лошадиных сил, то есть 36,8 руб. за 1 л.с. Романова В.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 17 с заявлением о предоставлении льготы на указанное выше транспортное средство. Однако ей отказано в применении налоговой льготы, предусмотренной ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области № 114 – ЗО от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий истцу является автобусом.
Согласно положениям ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
При этом, в соответствии с Законом Челябинской области № 114 - ЗО от ДД.ММ.ГГГГ (статья 2) – налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и составляют для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. и до 150 л.с. – 33,5 руб., для автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. – 36,8 руб.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при отнесении транспортного средства к той или иной категории, необходимо учитывать следующее.
В качестве основания применения налоговой ставки по транспортному налогу налоговый орган исходит из того, что категория ТС в целях уплаты налога определяется формулировкой в паспорте транспортного средства, указанной в графе «Тип ТС», где в отношении автомобиля Романовой В.А. указано «легковой микро - автобус».
Предусмотренное главой 28 «Транспортный налог» НК РФ распределение транспортных средств (ст. 358), по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене, ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России 192, Минэкономразвития России 134 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ 6842, в строке 3 «Наименование (тип ТС) паспорта транспортного средства» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями. В строке 4. "Категория ТС (А, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом, перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).
Исходя из Сравнительной таблицы к категории транспортных средств к категории «В» - «легковые автомобили» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (М1). К категории «D» - «автобусы» относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя (М2, М 3).
Таким образом, исходя из толкования вышеперечисленных нормативных актов, следует, что при отнесении автотранспортного средства к категории «легковой автомобиль» категории «В» необходимо исходить из того, что к легковым транспортным средствам относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, а также при условии, что Максимальная масса автотранспортного средства не может превышать 3,5 тонны.
Как следует из письменного ответа начальника (РЭО) ГИБДД УМВД по г. Магнитогорску (л.д. 52-54), автомобиль истца относится к легковым категории «В». Транспортное средство используется для перевозки пассажиров и имеет, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относится к категории М1 по классификации КВТ ЕЭК ООН и, в соответствии с этим, при регистрации автомобиля произведена запись в графе особые отметки «микро-автобус».
Согласно ПТС № <адрес> (л.д. 7), автомобиль <данные изъяты>, отнесен к категории «В», с разрешенной максимальной массой 1990 кг., массой без нагрузки 1 550 кг., то есть является легковым автомобилем.
Довод представителя налогового органа о том, что автомобиль <данные изъяты>, является автобусом несостоятелен, поскольку его максимальная масса не превышает 3,5 тонн.
Кроме того, согласно п. 3 Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (утв. приказом МВД РФ и ФНС от ДД.ММ.ГГГГ № 948/ММ-3-6/561) состав передаваемых сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, и правила их заполнения приведены в приложениях №2 и №3 к данному Положению. Приложение 3, в частности, предусматривает передачу таких сведений, как категория транспортного средства (№ п/п 9 и 10 таблицы).
При этом, в приложении№4 к указанному Положению приведены Справочники и классификаторы, используемые при обмене информацией между подразделениями Госавтоинспекции и Управлениями ФНС России.
Так, по классификатору «Категория транспортных средств» (таблица № 4.3) под кодом «В», указываемом по строке «категория транспортного средства», понимается легковой автомобиль.
Также не состоятелен довод представителя налогового органа о том, что при определении сведений характеризующих категорию транспортных средств и его тип, определяются на основании свидетельства о регистрации ТС, в котором указан тип ТС <данные изъяты> «автобус особо малый (вагонного типа)».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 447 «О введении паспортов транспортных средств» основным документом, действующим на всей территории РФ для регистрации и допуска ТС к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт ТС (ПТС).
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 1001 установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании ПТС.
Таким образом, представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному транспортному средству, принадлежащему налогоплательщику, в том, числе характеризующие документы его категорию и тип, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в ПТС.
В силу ст. ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» № 114 – ЗО от ДД.ММ.ГГГГ от уплаты налога освобождаются многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.
Как установлено судом Романова В.А. имеет пятеро детей в возрасте до восемнадцати лет. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о рождении (л.д. 13-17).
Мощность двигателя автомобиля заявителя составляет 140 л.с., следовательно, при ставке в 1 руб. за 1 л.с., сумма налога <данные изъяты> составит 140 руб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что тип и модель принадлежащего истцу транспортного средства относится к таким, в отношении которых в силу ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» предоставляется льгота по уплате налога по ставке 1 руб. с каждой лошадиной силы, следовательно исковые требования Романовой В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области об обязании произвести перерасчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль <данные изъяты> принадлежащий Романовой В.А. исходя из типа транспортного средства- легковой, по ставке 1 руб. с каждой лошадиной силы подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
Рассмотрев требования истца к УМВД РФ по г. Магнитогорску о признании автомобиля <данные изъяты>, легковым и обязании внести в графу ПТС автомобиля <данные изъяты>, «тип транспортного средства» - «легковой», суд пришел к следующему.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для судебной защиты является установление факта нарушенных либо оспариваемых прав.
Как установлено судом автомобиль <данные изъяты>, является легковым.
В ПТС № <адрес> автомобиля <данные изъяты> (л.д. 7), в графе «Тип ТС» указано «легковой» «микроавтобус». Запись «Микроавтобус», произведена Находкинской таможней.
Таким образом, суд находит, что на момент рассмотрения спора права истца действиями УМВД РФ по г. Магнитогорску не нарушены в связи с чем исковые требования Романовой В.А. к УМВД по г. Магнитогорску о признании автомобиля <данные изъяты>, легковыми и обязании УМВД РФ по г. Магнитогорску внести в графу ПТС автомобиля <данные изъяты>тип транспортного средства» - «легковой», удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романовой В.А. удовлетворить в части.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области произвести перерасчет транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль <данные изъяты>, исходя из типа транспортного средства – «легковой», по ставке 1 руб.с каждой лошадиной силы.
Исковые требования Романовой В.А. к УМВД РФ по г. Магнитогорску о признании автомобиля <данные изъяты> легковым, обязании внести в графу ПТС «тип транспортного средства» - «легковой», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: