Решение суда о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.



Дело № 2 – 2559/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Медведевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелевой Р.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кошелева Р.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске (далее УПФР в г. Магнитогорске, ответчик) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», просила включить в стаж медицинской деятельности периоды работы с 20.12.1976 по 01.12.1977, когда работала на Станции скорой помощи; с 02.02.1994 по 14.03.1995 в должности медицинской сестры в <данные изъяты>; с 15.03.1995 по 12.09.1995 в должности медицинской сестры в муниципальном предприятии «<данные изъяты>»; с 15.09.1995 по 30.09.1996 в должности фельдшера здравпункта на АО «<данные изъяты> металлургический комбинат», в Центре промышленной медицины, назначить трудовую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Кошелева Р.П. исковые требования уточнила и просила суд включить в стаж медицинской деятельности только период работы с 20.12.1976 по 01.12.1977 и досрочно назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).

В основание иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, так как имела к этой дате 30 лет трудового стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако в назначении пенсий ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Не засчитан период с 20.12.1976 по 01.12.1977 (0-11-12), т.к. Номенклатурой учреждений здравоохранения от 03.11.1999 № 395 предусмотрены Станции скорой медицинской помощи. Отказ во включении спорного периода работы и в назначении пенсии считает незаконным, поскольку на протяжении всего трудового стажа она осуществляла лечебную деятельность. Спорный период подлежит включению в специальный трудовой стаж, т.к. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых, по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждения всех форм собственности. Станция Скорой помощи относится к учреждениям здравоохранения, а должность медицинской сестры – к среднему медицинскому персоналу.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Романова Г.В. (л.д. 23) иск не признала, в письменных возражениях указала, что спорный период работы в должности медсестры на Станции скорой помощи не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как наименования учреждения «Станция скорой помощи» не предусмотрено «Списком должностей и учреждений», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Пунктом 1.5 приказа от 03.11.1995 предусмотрены учреждения скорой медицинской помощи – станции скорой медицинской помощи. За Кошелевой Р.П. не может быть признано право на досрочную трудовую пенсию по старости, в виду отсутствия документального подтверждения требуемой продолжительности специального стажа 30 лет, т.к. документально подтверждено 29 лет 07 мес. 11 дн. (л.д. 24 - 26).

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

До 1 января 2002 г. медицинские работники обеспечивались пенсиями за выслугу лет на основании норм Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такого вида пенсий, как пенсии за выслугу лет, но предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (третий абзац пункта 11) по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Среди медицинских работников правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются врачи всех наименований (за исключением врачей–статистов), а также средний медицинский персонал, состоящие в штате учреждений здравоохранения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорный период выработан истцом до 01 ноября 1999 г.

За периоды работы до 01 ноября 1999 г. применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а также утвержденный указанным постановлением Список.

В период до 1 октября 1993 года действовало Положение о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Согласно п. 2 Перечня учреждений и должностей, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и другие медицинские работники, в частности – медицинские сестры, независимо от наименования должности, если они работали в больничных учреждениях всех типов и наименований, учреждениях скорой медицинской помощи.

Как видно из трудовой книжки, с 20.12.1976 истица зачислена на станцию скорой помощи г. Магнитогорска на должность медсестры. 01.12.1977 Кошелева (Васильева) Р.П. освобождена от занимаемой должности в связи с неоконченным мед. образованием (л.д. 8 -13).

Истица работала в Станции скорой помощи в указанный выше период в режиме нормальной рабочей недели на полную ставку (1,0) в должности медсестры. Отпуска без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком, а также учебный отпуск ей не предоставлялся. На курсах повышения квалификации с отрывом от работы не обучалась.

03.06.1993 Станция скорой помощи была переименована в Муниципальное медицинское учреждение «Городская станция скорой медицинской помощи» г. Магнитогорска (л.д. 29).

Спорный период подлежит зачету в стаж лечебной деятельности истицы, поскольку работа выполнялась ею в должности и учреждении, предусмотренном Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от 17.12.1959.

Доводы представителя ответчика о том, что «Станция скорой помощи» не предусмотрена Списком должностей и учреждений от 06.09.1991, являются несостоятельными, поскольку «Станция скорой помощи» г. Магнитогорска являлась медицинским учреждением, впоследствии была переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорска», что подтверждается справкой (л.д. 29).

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1995 г. пунктом 1.5 предусмотрены учреждения скорой медицинской помощи – станции скорой медицинской помощи.

То обстоятельство, что наименование учреждения «Станция скорой помощи» не соответствовало перечню лечебных учреждений из-за отсутствия в наименовании учреждения слова «медицинской», не является основанием к отказу в зачете в стаж лечебной деятельности, поскольку «Станция скорой помощи» относится к медицинскому учреждению.

В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

Указанным Списком предусмотрены средний медицинский персонал, к числу которого относится медицинская сестра, и станции скорой медицинской помощи.

В спорный период Кошелева (Васильева) Р.П. работала медсестрой «Станции скорой помощи», выполняла свои должностные обязанности до 01.12.1977. Факт выполнения истцом лечебной деятельности подтвердился.

Ответчиком засчитано в стаж медицинской деятельности 29 лет 7 месяцев 11 дней. Продолжительность спорного периода 11 месяцев 11 дней, всего стаж медицинской деятельности на дату обращения составил 30 лет 06 мес. 22 дня. С заявлением о назначении пенсии Кошелева Р.П. обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28). В назначении пенсии отказано незаконно.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске засчитать в специальный стаж Кошелевой Р.П. период работы с 20.12.1976 по 01.12.1977 (00-11-11) и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: