Дело № 2-96/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Гусевой,
при секретаре К.С. Евстигнеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полевина Д.А. об оспаривании решения начальника Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ,
установил:
Полевин Д.А. обратился в Ленинский районный суд г. Магнитогорска с заявлением, в котором с учетом изменений заявленных требований просил признать незаконным и отменить решение заместителя начальника Федерального Государственного Учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения») № № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» направить документы Полевина Д.А. в уполномоченный орган – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ для принятия на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека; обязать ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» признать Полевина Д.А. нуждающимся в получении жилья по договору социального найма, принять Полевина Д.А. на учет нуждающихся и включить в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека.
В обоснование заявленных требований Полевин Д.А. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Имеет выслугу в Вооруженных Силах 17 лет 3 мес. С увольнением он согласился, но при этом изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Балашиха, Московская область. Также согласен на получение жилья в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин (Ленинградская область), г. Екатеринбург. До настоящего времени жилым помещением в избранном месте жительства не обеспечен. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с необходимыми документами для постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. Однако ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» принято решение об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку он не обладает статусом военнослужащего.
В судебном заседании Полевин Д.А. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель заинтересованного лица - ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» при надлежащем извещении в суд не явился. В письменном возражении в удовлетворении требований Полевина Д.А. возражал, ссылаясь на то, что на момент предъявления заявления о постановке на учет нуждающихся Полевин Д.А. утратил статус военнослужащего.
Выслушав заявителя, изучив доводы возражения, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Полевин Д.А. обратился в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ (л.д. 16-21).
Решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» № № от ДД.ММ.ГГГГ Полевину Д.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 8) в связи с отсутствием у заявителя статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ.
Полевин Д.А. получил копию указанного решения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с заявлением о его оспаривании (л.д. 4).
В силу ч. 1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о его оспаривании истекает ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Полевин Д.А. обратился в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то срок для обращения с заявлением в суд им не пропущен.
В соответствии со статьёй 15 Федерального Закона №76-ФЗ от 27.05.1998 г «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы также устанавливает что, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из смысла приведенных норм Федерального закона и Положения о прохождении военной службы очевидно следует, что обеспечение военнослужащих жильем в избранном месте жительства осуществляется уже после увольнения с военной службы.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что решение ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» № № от ДД.ММ.ГГГГ которым Полевину Д.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 8) по основанию отсутствия у заявителя статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, нельзя признать законным. Следовательно оно подлежит отмене.
В соответствии с п. 1 и 9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства от 29.06.2011 года № 512 признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 3 указанных Правил, и представленных документов (п. 9 Правил).
На основании ныне действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ №1280 от 30 сентября 2010 г. (далее - Инструкция), для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы, перечисленные в пункте 1 Инструкции.
Структурные подразделения уполномоченного органа не позднее пяти рабочих дней направляют заявления и документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, в уполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган (далее - уполномоченный орган).
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
На основании пункта 7 Инструкции уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ подполковник Полевин Д.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет Полевина Д.А. в ВС РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная – 17 лет 3 мес.
Из приказа об увольнении с военной службы № № от ДД.ММ.ГГГГ, очевидно усматривается, что он изъявлял желание быть обеспеченным жильем.
Сведения о правах Полевина Д.А. и членов его семьи на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Заявление о признании нуждающимся в получении жилья в избранном после увольнения месте жительства, согласно приложению № № Инструкции, подано Полевиным Д.А. в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» ДД.ММ.ГГГГ.
Однако решением начальника Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ Полевину Д.А. отказано в признании нуждающимся.
Таким образом, на основании анализа вышеприведенных нормативных актов и обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что Полевин Д.А. имеет безусловное право быть признанным нуждающимся в жилом помещением с даты подачи им заявления в уполномоченный орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, на основании пп.1 п.1 статьи 51 жилищного кодекса РФ, как не являющийся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, в указанном населенном пункте Российской Федерации, избранном им в качестве места жительства после увольнения с военной службы.
Отказывая Полевину Д.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося получении жилого помещения, начальник Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ своим решением создает препятствие заявителю в осуществлении его законного права, предоставляемого один раз, на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, реализация которого с 2005 года лежит в исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в данном случае Минобороны РФ), за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Относительно состава семьи заявителя суд отмечает следующее.
В статье 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» указано, что к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, если иное не установлено данным законом, другими федеральными законами, относятся супруга, несовершеннолетние дети, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Из содержания названной нормы следует, что проживающая совместно с военнослужащим супруга относится к членам его семьи и на нее распространяются социальные гарантии и компенсации.
Как установлено в судебном заседании Полевин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с А.С.В.. После заключения брака ей присвоена фамилия Полевина. С ДД.ММ.ГГГГ года супруги проживают совместно. Ведут общее хозяйство.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака (л.д. 37), справками (л.д. 36, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 57).
Полевин Д.А. имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Полевина С.В. являясь членом семьи военнослужащего Полевина Д.А. также имеет право состоять на учете нуждающихся.
Между тем, суд не находит оснований полагать, что Полевин Д.А. подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в соответствии с п. 9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства от 29.06.2011 года № 512, датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления.
Довод Полевина Д.А. о том, что датой принятия на учет военнослужащего нуждающегося в жилом помещении является дата его увольнения с военной службы, несостоятельны, поскольку не основаны на Законе.
Кроме того, требования заявителя об обязании ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» направить документы Полевина Д.А. в уполномоченный орган – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ для принятия на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека, удовлетворению не подлежат, поскольку приказом Министерства обороны РФ № 453 от 05.04.2011 года ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ наделено полномочиями по признанию военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Таким образом, отсутствует необходимость направления ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ документов Полевина Д.А. в уполномоченный орган – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с целью принятия на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Требования Полевина Д.А. удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить решение заместителя начальника Федерального Государственного Учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения») № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» признать Полевина Д.А. нуждающимся в получении жилья по договору социального найма, принять Полевина Д.А. на учет нуждающихся и включить в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: