О восстановлении на работе, компенсации морального вреда



Дело № 2-1330/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Брайко Д.В.

при секретаре Макаровой Л.В.

с участием прокурора Текаева

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоконь А.С. к Магнитогорской таможне о восстановлении на службе в таможенных органах, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Белоконь А.С. обратился в суд с иском к Магнитогорской таможне о восстановлении на службе в таможенных органах в должности инспектора отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы силового обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, просил обязать ответчика издать приказ о прохождении им службы в должности <данные изъяты> таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Магнитогорской таможни, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В основание иска указал, что работал в должности инспектора отдела таможенной охраны и оперативно – дежурной службы службы силового обеспечения по контракту, который был заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В августе 2011 года он был уведомлен о том, что замещаемая им должность подлежит сокращению. ДД.ММ.ГГГГ ему было предложено написать заявление о зачислении в распоряжение <данные изъяты> Магнитогорской таможни на три месяца. Полагая, что его должность будет сокращена, он согласился и написал такое заявление. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в распоряжение начальника таможни. Приказом Магнитогорской таможни от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Увольнение считает незаконным по следующим основаниям: ответчик нарушил п. 6 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от 08.06.2009 № 1053, согласно которой при изменении наименования таможенного органа, структурного подразделения либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится. В этом случае в таможенном органе должен быть издан приказ о прохождении службы сотрудником на должности с новым наименованием. В трудовой книжке производится запись об изменении наименования должности, структурного подразделения и (или) таможенного органа. Полагает, что действительного сокращения ранее занимаемой им должности не было, а имело место незначительное переименование структурного подразделения. При этом, в переименованный отдел на должность инспектора, которую он занимал, был назначен Цилуйко А.А. ранее проходивший службу в СОБРе Магнитогорской таможни. Компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. просил взыскать за незаконное, по его мнению, увольнение.

В судебном заседании Белоконь А.С. заявленный иск поддержал.

Представитель истца – Головин В.Л. действующий по доверенности (л.д.7), просил иск удовлетворить, так как фактически сокращения должности истца не было, а имело место переименование отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, что не относится к организационно-штатным мероприятиям.

Представитель ответчика иск не признал, в возражениях указал, что имело место сокращение штата таможенного органа. Из штатного расписания была исключена служба силового обеспечения, в том числе исключены две должности инспектора. В штатное расписание включен отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, в том числе, одна должность инспектора. Трудовые отношения прекращены законно и обоснованно, порядок увольнения не нарушен.

Заслушав стороны, заключение прокурора Текаева И.А., полагавшего увольнение истца законным и обоснованным, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в иске следует отказать.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 48 Закона № 114 – ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8, - 13 пункта 2 статьи 48 закона № 114-ФЗ осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа (п. 3 ст. 48 Закона № 114-ФЗ).

Подпунктом 1 пункта 5 статьи 48 Закона № 114-ФЗ установлено, что увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Закона № 114–ФЗ, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указного сотрудника от перевода на такую должность.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона № 114 –ФЗ при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.

Порядок зачисления в распоряжение начальника таможни установлен Инструкцией о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № 1053 (далее – Инструкция).

Согласно пункту 8 Инструкции начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в период с момента предупреждения об организационно-штатном мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность, подлежащую сокращению, проводится собеседование.

В ходе собеседования разъясняются:

- порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями;

- основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах;

- права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах.

Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе.

Судом установлено следующее:

С ДД.ММ.ГГГГ Белоконь А.С. проходил службу в Магнитогорской таможне. На основании приказа Магнитогорской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № 59-к начальником Магнитогорской таможни с Белоконь А.С. был заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности инспектора отдела охраны и оперативно-дежурной службы службы силового обеспечения Магнитогорской таможни Уральского таможенного управления до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается контрактом о службе в таможенных органах Российской Федерации (л.д. 17), приказом о заключении контракта (л.д. 18-19).

Согласно п.1.1, 1.3 Положения об отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Магнитогорской таможни, утвержденного приказом Магнитогорской таможни № 346 от ДД.ММ.ГГГГ, отдел является структурным подразделением службы силового обеспечения таможни. Организационно-методическое руководство и контроль деятельности отдела осуществляет начальник службы силового обеспечения (л.д. 49-54).

Письмом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № 10-124/31796 региональным таможенным управлениям было предписано провести организационно-штатные мероприятия по ликвидации служб силового обеспечения (л.д. 20-21).

Во исполнение данного письма ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Магнитогорской таможни был издан приказ № 186 «Об организационно-штатных мероприятиях в Магнитогорской таможне», которым предусмотрено перераспределение штатной численности должностных лиц таможни и изменение штатного расписания Магнитогорской таможни согласно приложению с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом и приложением к нему (л.д.22. 23-24).

ДД.ММ.ГГГГ Белоконь А.С. получил письменное уведомление о сокращении с ДД.ММ.ГГГГ его должности в связи с организационно-штатными мероприятиями и о возможном прекращении службы в таможенных органах Российской Федерации (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника таможни – начальником отдела кадров с Белоконь А.С. было проведено собеседование, в ходе которого истцу было предложено зачисление в распоряжение начальника таможни, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей, соответствующих его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе не имелось, с чем Белоконь А.С. был согласен (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГ Белоконь А.С. подал заявление о зачислении его в распоряжение начальника таможни на срок до трех месяцев (л.д.27).

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона № 114-ФЗ, приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № 1053 «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий», и на основании приказа Магнитогорской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № 186 «Об организационно-штатных мероприятиях в Магнитогорской таможне» ДД.ММ.ГГГГ начальником таможни был издан приказ № 271-к о зачислении Белоконь А.С. в распоряжение начальника таможни сроком на три месяца с сохранением денежного довольствия, с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом, с которым истец был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29).

ДД.ММ.ГГГГ Белоконь А.С. ознакомлен с временной должностной инструкцией на период его нахождения в распоряжении начальника таможни в должности инспектора отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы (л.д. 44-47).

Белоконь А.С. отсутствовал на службе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (очередной отпуск), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительный отпуск), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (временная нетрудоспособность), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (временная нетрудоспособность), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (временная нетрудоспособность), что подтверждается приказами о предоставлении отпуска (л.д.30-31).

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона № 114 –ФЗ в срок нахождения сотрудника таможенного органа в распоряжении начальника таможенного органа не засчитывается время болезни или нахождения его в очередном и дополнительном отпусках.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы совместно с заместителем начальника отдела кадров, заместителем начальника таможни с Белоконь А.С. было проведено дополнительное собеседование. Он был ознакомлен с квалификационными требованиями, предъявляемыми к имеющимся в таможне вакантным должностям, требующим наличие высшего образования. Белоконь А.С. согласился с тем, что уровень его образования не соответствует квалификационным требованиям имеющихся вакантных должностей и намерен уволиться в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Никаких заявлений, жалобы истец не высказывал (л.д. 32).

Приказом начальника Магнитогорской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Белоконь А.С. был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 48 Закона № 114-ФЗ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом (л.д. 33-34).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в таможенных органах Белоконь А.С. для назначения пенсии в календарном исчислении составила ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ мес. ДД.ММ.ГГГГ дней.

Трудовая книжка с записью об увольнении истцу была выдана ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 6), журналом учета движения трудовых книжек(л.д.35-37).

Во исполнение п. 3 приказа начальника таможни от ДД.ММ.ГГГГ № 39-к «Об увольнении Белоконь А.С. истцу были выплачены все причитающиеся суммы, предусмотренные ст. 51 Закона № 114-ФЗ.

Таким образом, имело место сокращение штата сотрудников таможенного органа; о предстоящем увольнении в связи с сокращением его должности истец был предупрежден персонально и под роспись; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей, соответствующих его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе не имелось; Белоконь А.С. подал заявление на зачисление в распоряжение начальника таможни, что дало ему возможность использовать два вида отпуска, отложить срок увольнения до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушений требований законодательства при увольнении истца по п.п. 5 п. 2 ст. 48 Закона № 114-ФЗ не установлено.

Доводы истца о том, что должность инспектора отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы осталась, что отдел, в котором он работал, остался, что ничего не изменилось, что его ввели в заблуждение (говорили, что добавят две должности, а должности не ввели) и незаконно уволили, своего подтверждения при рассмотрении дела не нашли.

Так, организационно-штатные мероприятия в Магнитогорской таможне проводились на основании решения руководителя ФТС России о ликвидации служб силового обеспечения в таможнях, что подтверждается представленными суду: докладной запиской начальника Управления государственной службы и кадров руководителю ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), приказом начальника Магнитогорской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № 186 (л.д. 22), приложением к приказу Магнитогорской таможне от ДД.ММ.ГГГГ № 186 (л.д. 23-24), приказом № 231 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Магнитогорской таможни» (л.д.55-60). Из этих документов следует, что: управлением кадров рассмотрены предложения Региональных таможенных управлений по ликвидации служб силового обеспечения в таможнях, предложено провести в региональных таможнях организационно-штатные мероприятия. В Магнитогорской таможне с ДД.ММ.ГГГГ начались организационно-штатные мероприятия, согласно которым перераспределялась штатная численность должностных лиц таможни, и вносились изменения в штатное расписание. Согласно приложению исключалась служба силового обеспечения таможни, в составе которой был отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, исключались все должности отдела, в том числе две должности инспектора, одну из которых занимал Белоконь А.С. Всего в составе службы силового обеспечения исключалось 36 должностей. Был реорганизован отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, в котором должность инспектора была одна. ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Магнитогорской таможни, согласно которого Отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы является структурным подразделением таможни, обеспечивающем безопасную деятельность таможни и его должностных лиц, а контроль за деятельностью отдела осуществляет начальник таможни.

Как установлено показаниями свидетеля Ивлева В.В. в таможне проводятся организационно – штатные мероприятия, в результате которых в 2011 году было сокращено 196 штатных единиц. Сокращение коснулось и службы силового обеспечения, где работал Белоконь А.С. В отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы изменилась структура отдела, часть функций поменялась, изменилась подчиненность, отдел был полностью реорганизован. Функцию по организации оборота оружия и боеприпасов передали в отдел тылового обеспечения. Белоконь А.С. был уведомлен о сокращении должности. Белоконь А.С. собирался в очередной отпуск в октябре, но в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он мог быть уволен с ДД.ММ.ГГГГ, так как вакансий для него не было. Он ехал отдыхать за границу и хотел использовать право бесплатного проезда. Единственный вариант продолжения им службы - зачисление в распоряжение начальника таможни на срок до трех месяцев. Он согласился. Пока она находился в распоряжении начальника таможни, вакантных должностей, соответствующих его уровню образования, не было, по истечении срока он был уволен в связи с проведением организационно штатных мероприятий.

Представленные ответчиком доказательства суд считает относимыми, допустимыми и достоверными. Учитывая их достаточность и взаимную связь, суд считает доказанным, что организационно-штатные мероприятия в Магнитогорской таможне проводились, имело место сокращение штата, в том числе должности инспектора отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы службы силового обеспечения, которую занимал Белоконь А.С. в звании старший лейтенант таможенной службы. В результате организационно-штатных мероприятий было реорганизовано данное структурное подразделение таможни, руководство которым с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет непосредственно начальник таможни.

На этом основании суд отклоняет доводы представителя истца, который утверждал, что фактически сокращения должности истца не было, а имело место незначительное переименование отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, что не относится к организационно-штатным мероприятиям.

В соответствии с п. 3 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утв. приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № 970, организационно-штатное мероприятие – один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации, или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданкой службы.

Сокращение штата таможенного органа имело место, что подтверждается штатными расписаниями Магнитогорской таможни от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99-101 и 102-104),0 из которых следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отдел охраны и оперативно-дежурной службы входил в состав службы силового обеспечения и подчинялся начальнику службы силового обеспечения и состоял из:

- начальник отдела -1;

- ведущий инспектор -2;

- старший инспектор – 3;

- инспектор – 2;

- младший инспектор – дежурный поста охраны -3.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ служба силового обеспечения была ликвидирована, а отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы стал подчиняться начальнику таможни, и состоял из:

- начальник отдела -1;

- заместитель начальника отдела – 1;

- ведущий инспектор -3;

- старший инспектор – 2;

- инспектор – 1;

- младший инспектор – дежурный поста охраны -3.

Таким образом, изменилась подчиненность отдела, исключены две должности (1 должность инспектора и 1 должность старшего инспектора), введены две должности (1 должность зам. начальника отдела и одна должность ведущего инспектора), при этом наименование отдела (структурного подразделения), и штатной должности – инспектор отдела остались прежними.

Установлено, что должность инспектора отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, введенная в штатное расписание отдела таможни с ДД.ММ.ГГГГ, была предложена оперуполномоченному оперативно-боевого отделения № 1 СОБР Цилуйко А.А. который также был предупрежден о возможном увольнении ввиду сокращения его должности в связи с организационно-штатными мероприятиями.

С учетом этих фактов у истца сложилось впечатление, что его уволили незаконно.

Доводы истца о назначении на эту должность не его, а Цилуйко А.А. занимаемая должность которого также подлежала сокращению на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 172 «Об организационно-штатных мероприятиях в Магнитогорской таможне» ошибочны, поскольку преимущественного права на оставление на работе при сокращении штата работников он не имел.

Согласно п. 15 Инструкции при рассмотрении вопроса о преимущественном праве на оставление сотрудника на службе в таможенных органах при проведении организационно-штатных мероприятий, учитываются основания, предусмотренные ст. 179 ТК РФ.

Положения ст. 179 Трудового кодекса РФ о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, на которые истец ссылался в обоснование требований, ответчиком не нарушены.

Поскольку была сокращена одна должность из двух аналогичных, вопрос о преимущественном праве на оставлении на работе обсуждался работодателем, и было принято во внимание, что для занятия должности инспектора отдела необходимо иметь специальное звание «старший лейтенант таможенной службы». Указанное звание имели Белоконь А.С. и Цилуйко А.А. занимающие должности, которые подлежали сокращению с ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Белоконь А.С. имеет среднее профессиональное образование по специальности техник-строитель водопроводных и канализационных сетей и сооружений, не имеет иждивенцев, так как обе дочери достигли совершеннолетия. Цилуйко А.А. получал высшее образование, в мае 2012 года окончил Международный институт экономики и права по специальности юрист, получает второе высшее образование в МаГУ по специальности технология и предпринимательство. У него на иждивении двое несовершеннолетних детей. Кроме того, его супруга Цилуйко Т.Н. была выведена за штат таможни, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а таможенный пост Николаевский, где она проходила службу, был ликвидирован в результате проведения организационно-штатных мероприятий. Изложенные обстоятельства также подтверждаются материалами дела (л.д. 69-82).

Поэтому ДД.ММ.ГГГГ при собеседовании должность <данные изъяты> таможенной охраны и оперативно-дежурной службы предложили Цилуйко А.А. который согласился продолжить службу в таможне в этой должности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность <данные изъяты> таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, что подтверждается листом собеседования (л.д. 67), приказом о назначении на должность (л.д. 68), другими материалам дела: приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62), изменениями в штатное расписание (л.д.63), уведомлением о сокращении должности (л.д. 66).

Вакантная должность, которую истец мог бы занять, пока находился в распоряжении начальника таможни, не появилась, поскольку на дату увольнения истца у работодателя отсутствовали вакантные должности, которые мог бы занять Белоконь с учетом его квалификации. В таможне имелись вакантные должности, которые требовали наличие высшего профессионального образования, которого у истца не имеется, что подтверждается списком вакантных должностей (л.д. 83-84).

Доводы представителя истца Головина В.Л. о том, что при увольнении был нарушен п. 6 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, согласно которой при изменении наименования таможенного органа, структурного подразделения либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится, являются несостоятельными, поскольку не основаны на фактических обстоятельствах дела и являются ошибочными.

Структурное подразделение, где работал истец, не меняло свое наименование, а было реорганизовано в результате проведения организационно-штатных мероприятий по ликвидации в таможнях служб силового обеспечения. В результате перераспределения штатной численности должностных лиц и внесения изменений в штатное расписание таможни изменилась структура отдела, подчиненность, сократилось две должности, появились две новые должности, а функции по организации оборота оружия, боеприпасов и специальных средств были переданы в отдел тылового обеспечения.

Принятие решения о численном составе работников организации, о перераспределении штатной численности, изменении структуры относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе уволить сотрудника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятии.

Увольнение истца является законным и обоснованным, порядок увольнения соблюден. Оснований для восстановления на службе в таможенных органах Российской Федерации не имеется. Требования истца являются необоснованными, нарушения его прав не установлено, поэтому право на компенсацию морального вреда он не имеет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Белоконь А.С. в удовлетворении исковых требований к магнитогорской таможне о восстановлении на службе в таможенных органах, компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, постановивший решение.

Председательствующий: