Решение суда о восстановлении срока обращения в УПФР



Дело № 2-1131/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Брайко Д.В.,

при секретаре Макаровой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахматдиновой А.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

Ахматдинова А.С. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Магнитогорске о восстановлении срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица Ахияров С.А..

В основание иска указала, что ее отец Ахияров С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. В специальной части его индивидуального лицевого счета имеются средства пенсионных накоплений. Он умер до назначения ему трудовой пенсии. Средства пенсионных накоплений должны выплачиваться правопреемникам при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Однако ею указанный срок пропущен. 31 августа 2011 года она обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, однако заявление было возвращено по причине пропуска срока обращении с таким заявлением. Срок пропустила, так как не знала о наличии средств пенсионных накоплений.

В судебном заседании истица заявленный иск поддержала.

Третьи лица на стороне истца – дочери умершего застрахованного лица – Ахиярова Л.С., Ахиярова Л.С. извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. ).

Представитель ответчика Мусина А.Р. возражала против восстановления срока, указав, что истица обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными. Основания для восстановления срока отсутствуют.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111–ФЗ правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

В силу п. 3 ст. 38 Закона РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в случае смерти застрахованного лица его правопреемникам производится выплата накопительной части трудовой пенсии при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный Фонд РФ в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

Федеральным законом от 09.05.2005 № 48-ФЗ, вступившим в силу 24 мая 2005 года установлена норма, согласно которой правопреемник умершего застрахованного лица должен обратиться в Пенсионный фонд РФ за выплатой средств пенсионных накоплений в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Поскольку названный закон не содержит нормы об обратной силе закона, шестимесячный срок распространяется только на правопреемников застрахованных лиц, умерших после вступления в силу ФЗ от 09.05.2005 г. № 48, то есть 24.05.2005 и позднее.

Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета были утверждены Постановлением Правительства РФ 3 ноября 2007 г.

Согласно указанным нормативным актам средства пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости выплачиваются правопреемникам умершего по закону или по заявлению, оставленному при жизни.

Заявление о распределении средств пенсионных накоплений на случай смерти Ахияров С.А. не оставил. Следовательно, по закону, в первую очередь, право на получение накопительной части трудовой пенсии умершего имеют его дети, супруг и родители (правопреемники).

Материалами дела установлено, что Ахияров С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти л.д.5). Ахматдинова А.С. – его дочь, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 4), а смена фамилии с Ахияровой на Ахматдинову – справкой о заключении брака от 24.04.2012 (л.д. 14). Ахияров С.А. являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. Номер его индивидуального лицевого счета: , что подтверждается страховым свидетельством (л.д. 27). В специлаьной части индивидуального лицевого счета Ахиярова С.А. имеется отчисления на накопительную часть, что подтверждается ответом на запрос суда (л.д.17). Дочь умершего с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений обратилась в Государственный Пенсионный фонд РФ в г. Магнитогорске только 31 августа 2011 года. Поскольку заявление было подано по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, Пенсионный фонд отказал в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица (л.д.7).

Таким образом, заявитель является правопреемником умершего застрахованного лица первой очереди. Обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в течение 6 месяцев со дня смерти отца истица не могла, так как не знала о наличии средств пенсионных накоплений и возможности их получения.

Поскольку какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.

Пояснения истца о том, что о наличии средств пенсионных накоплений стало известно, когда в августе 2010 года на имя отца пришло письмо из негосударственного Пенсионного фонда «Социальная защита старости», где им выплатили <данные изъяты>. О возможности получения средств пенсионных накоплений в Государственном Пенсионном фонде узнала случайно.

31.08.2011, т.е. по истечении 6-месячного срока обращения за выплатой, истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Магнитогорске с заявлением о выплате денежных средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета Ахиярова С.А. в связи с его смертью, в чем ему было отказано по причине пропуска срока установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.

Данное обстоятельство лишает истца права на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица Ахиярова С.А.

Обстоятельства, указанные Ахматдиновой А.С. в качестве причин пропуска срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, суд признает уважительными, поскольку истец не был осведомлен о наличии пенсионных накоплений у застрахованного лица, следовательно, и не знал о наличии своего права на выплату этих средств, а потому срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений подлежит восстановлению.

Доводы представителя ответчика о том, названная причина не может быть уважительной, так как не связана с личностью истца, суд отклоняет, так как истица не знала о наличии средств пенсионных накоплений и возможности их получения. Длительность периода после пропуска срока значения не имеет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Восстановить Ахматдиновой А.С. срок для обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений Ахиярова С.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, постановивший решение.

Председательствующий: