Гр. дело …\2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 1 июля 2010 года
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О. В.,
при секретаре Едапиной С. В.,
с участием: помощника прокурора Магдагачинского района Корховой И. В.,
ответчика: Администрации муниципального образования Магдагачинский район в лице и. о. главы Администрации Магдагачинского района Невмывака А. Н.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела образования Администрации Магдагачинского района, в лице Стрелковой Т. М., действующей на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора Магдагачинского района в интересах О. … года рождения, оставшегося без попечения родителей, к Администрации Магдагачинского района, Министерству образования и науки Амурской области, Министерству финансов Амурской области о возложении на администрацию Магдагачинского района Амурской области обязанности предоставить О. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, за счет средств бюджета Амурской области; о взыскании с министерства финансов Амурской области в бюджет муниципального образования Магдагачинского района целевые бюджетные средства в размере 495 тыс. рублей для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению О. по договору социального найма; о возложении на министерство финансов Амурской области обязанности осуществить финансирование министерства образования и науки области на цели предоставления О. жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области; о возложении на министерство образования и науки Амурской области обязанности полученные бюджетные средства на цели предоставления О. жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, перечислить в бюджет муниципального образования Магдагачинского района,
УСТАНОВИЛ:
и. о. прокурора Магдагачинского района обратился в суд с иском в интересах О. … года рождения, оставшегося без попечения родителей, к Администрации Магдагачинского района, Министерству образования и науки Амурской области, Министерству финансов Амурской области о возложении на администрацию Магдагачинского района Амурской области обязанности предоставить О. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, за счет средств бюджета Амурской области; о взыскании с министерства финансов Амурской области в бюджет муниципального образования Магдагачинского района целевые бюджетные средства в размере 495 тыс. рублей для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению О. по договору социального найма; о возложении на министерство финансов Амурской области обязанности осуществить финансирование министерства образования и науки области на цели предоставления О. жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области; о возложении на министерство образования и науки Амурской области обязанности полученные бюджетные средства на цели предоставления О. жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, перечислить в бюджет муниципального образования Магдагачинского района, заявленные исковые требования обосновывает следующим: ««Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей - сирот, оставшихся без попечения родителей на территории Магдагачинского района, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что О. … года рождения является сиротой. Его мать - В. согласно свидетельству о смерти умерла … года. Его отец - И. согласно свидетельству о смерти умер … года. В настоящее время О. нигде не работает и не обучается. О. фактически не имеет жилого помещения. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их: пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. В силу положений ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч 3 ст. 4 настоящего Закона (однократное обеспечение вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения). Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. В силу положений ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с п. 2 Постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (Далее - Постановление Губернатора Амурской области №. 222) лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки. (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений,. исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Согласно п. 4 Постановления Губернатора Амурской области № 222 органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, проживающих в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, жилых помещений в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма направляют в министерство образования и науки Амурской области соответствующие документы. В соответствии с п. 8 Постановления Губернатора Амурской области № 222 орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Кроме того, порядок расходования субвенций на приобретения жилой площади для указанной категории лиц изложен в Постановлении Правительства Амурской области от 15.05.2008 года № 113 «Об утверждении порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения». Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление на лицевые счета по учету средств местных бюджетов, открытые в органах Федерального казначейства. По информации, предоставленной отделом образования Магдагачинского района в настоящее время 8 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в предоставлении жилых помещений. Для обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями необходимо 3960 тыс. рублей. Однако, достаточные финансовые средства на указанные цели МО «Магдагачинский район» органами государственной власти Амурской области в 2010 году не предоставлялись. В соответствии с приложением № 14 к Закону Амурской области от 18 декабря 2009 года № 281-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления бюджету Магдагачинского района предусмотрены субвенции в размере 810 тыс. рублей. В результате администрация Магдагачинского района не может реализовать государственные полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, включая О., который не имеет жилого помещения, поскольку Законом об областном бюджете денежные средства на реализацию соответствующих полномочий на текущий год предусмотрены без учета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Магдагачинского районного Совета народных депутатов 05.03.2009 года № 10/88 утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в размере 15000 рублей. Глава Магдагачинского района, своим постановлением от 28.10.2009 года № 1129, утвердил стандарты социальной площади жилья - 33 кв. метра на одиноко проживающего человека. Для обеспечения администрацией Магдагачинского района жильем в бюджет муниципального образования необходимо поступление субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилого помещения О. в сумме 495 тыс. рублей (15000 рублей х 33 кв. метра). В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования Магдагачинский район администрация Магдагачинского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Согласно п. 3 Постановления Губернатора Амурской области № 222 министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. В силу п.п. 3.1.36, 3.1.47 Положения о министерстве финансов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 03.08.2007 года № 461, министерство осуществляет бюджетные полномочия, возложенные бюджетным законодательством на главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, получателя бюджетных средств; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства областного бюджета. Таким образом, в качестве ответчика необходимо привлечь администрацию Магдагачинского района, министерство образования и науки Амурской области и министерство финансов Амурской области. В соответствии с ст.45 ГПК РФ. Таким образом, О. не имеет материальной возможности обратиться за юридической помощью по указанному вопросу к адвокату и оплатить услуги гарантированной ст. 48 Конституции РФ юридической помощи, а значит, не может реализовать право на судебную защиту, что является уважительной причиной, по которой он сам не может обратиться в суд в защиту своих интересов и отстаивать там свои права. Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ основанием для предъявления прокурором заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. 21.04.2010 года в прокуратуру Магдагачинского района поступило письменное обращение О. о нарушение его социальных прав. В этой связи прокурор реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах О.». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131, 132 ГПК РФ ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», и.о. прокурора Магдагачинского района просит суд обязать администрацию Магдагачинского района Амурской области предоставить О. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, за счет средств бюджета Амурской области. Взыскать с министерства финансов Амурской области в бюджет муниципального образования Магдагачинского района целевые бюджетные средства в размере 495 тыс. рублей для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению О. по договору социального найма. Обязать министерство финансов Амурской области осуществить финансирование министерства образования и науки области на цели предоставления О. жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области. Обязать министерство образования и науки Амурской области полученные бюджетные средства на цели предоставления О. жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, перечислить в бюджет муниципального образования Магдагачинского района.
На основании определения Магдагачинского районного суда от 1 июля 2010 года производство по настоящему гражданскому делу в части заявленных и. о. прокурора Магдагачинского района исковых требований в интересах О., к Министерству финансов Правительства Амурской области, Министерству Образования и науки Правительства Амурской области - прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
И. о. главы Администрации Магдагачинского района Невмывака А. Н. заявленные и. о. прокурора Магдагачинского района исковые требования в интересах О. признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Стрелкова Т. М. в судебном заседании пояснила: признание заявленных и. о. прокурора в интересах О. исковых требований не нарушит права О., как лица оставшегося без попечения родителей.
Министерство финансов Правительства Амурской области, Министерство Образования и науки Правительства Амурской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о невозможности рассмотрения гражданского дела в свое отсутствие суду не представили, суд с учетом мнения лиц участвующих в деле пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие Министерства финансов Правительства Амурской области, Министерства Образования и науки Правительства Амурской области.
Разрешая вопрос о принятии судом признания и. о. главы Администрации Магдагачинского района исковых требований и. о. прокурора заявленных в интересах О., суд приходит к следующему: согласно требований ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно требований ч. 3 ст. 173 ГПК РФ - при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд не находит оснований для не принятия признания и. о. главы Администрации Магдагачинского района заявленных и. о. прокурора Магдагачинского района в интересах О. исковых требований и в целях обеспечения исполнения решении суда считает необходимым установить определенный срок для его исполнения, срок исполнения настоящего решения суда до 1 декабря 2010 года будет являться разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования и. о. прокурора Магдагачинского района в интересах О. … года рождения, оставшегося без попечения родителей, к Администрации Магдагачинского района - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Магдагачинского района Амурской области в срок до 1 декабря 2010 года предоставить О. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.
Председательствующий: О. В. Волошин