Гр. дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Магдагачи 27 июля 2010 года
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О. В.,
при секретаре Деревянной Ю. И.,
с участием:
представителя истца Горпинченко Н. Е.- Горпинченко А. Н., действующего на основании доверенности;
ответчика: А. в лице представителя Прохорова А. С., действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Горпинченко Н. Е. к А. о возложении на А. обязанности поставить истца в льготную очередь на получение жилья с 25 марта 2003 года,
УСТАНОВИЛ:
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании, решение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2010 года.
Горпинченко Н. Е. обратился в суд с иском к А. о возложении на А. обязанности поставить истца в льготную очередь на получение жилья с 25 марта 2003 года, заявленное исковое требование обосновано следующим: «Горпинченко Н.Е., является жертвой политических репрессий. Согласно федеральному закону «О жертвах политических репрессий» от 18 октября 1991 года он имеет право на льготы, в частности, на первоочередное получение жилья. Истец считает, что А. нарушено его право постановки на учет. Истец был поставлен на учет с 2009 года, а должен был быть поставлен с 2003 года, так как в 2003 году он обращался по этому поводу, а ему старому больному человеку не были разъяснены его права, в частности, какие документы и как он должен был оформлять. Это подтверждают ответы на его обращение: М. председателю комиссии по восстановлению прав реабилитированных граждан Администрации района №… от 08 мая 2003 года; Н. начальника отдела социальной защиты населения Администрации района № 1621 от 25 марта 2003 года, а было это сделано, то есть, разъяснено только в 2009 году, но к тому времени его заявление о постановке на очередь на жилье в 2003 году было утеряно и он был поставлен на учет только с 2009 года, хотя он обращался первоначально в 2003 году. Это может подтвердить начальник отдела социальной защиты населения районной Администрации Н., которую истец просит пригласить в суд в качестве свидетеля». На основании изложенного, просит суд обязать А. поставить его в льготную очередь на получение жилья с 25 марта 2003 года».
Горпинченко А. Н., представляя интересы истца Горпинченко Н. Е., в судебном заседании пояснил: его отец Горпинченко Н. Е., с 1986 года стоял в очереди на получения жилья по месту работы. В 1994 году он был реабилитирован, как жертва политических репрессий, в 1996 году получил соответствующее удостоверение. После ухода на пенсию, в 1998 году, он пошел вставать на очередь в поселковый совет, но М. посоветовала остаться в очереди по месту работы, когда в 2003 году проверили очередь, то отца в списках не оказалось, и его в очереди восстановили, что подтверждается документами. Считает, что его отец в 2003 году обращался в А. с заявлением о постановке на очередь по обеспечению жильем, но это заявление было утрачено, в дальнейшем уточнил, что его доверитель с письменными заявлениями в А. в 2003 году не обращался, а обращался к бывшему работнику Администрации района М., с заявлением в А. он обратился в 2009 году и был включен в список на внеочередное обеспечение жилым помещением за номером 154. Его доверитель имеет в собственности индивидуальный жилой дом, по адресу…, общей площадью 24 квадратных метра, но дом без коммунальных удобств, его отец пожилой человек, требует ухода. Просит суд удовлетворить исковые требования его доверителя в полном объеме.
Представитель А. Прохоров А. С. в судебном заседании показал: А. не может согласиться с исковыми требованиями Горпинченко Е. Н. поскольку, согласно положениям ЖК РФ лицо признается нуждающимся в улучшении жилищных условий только на основании его письменного заявления, поданного в орган местного самоуправления. Горпинченко Е. Н. до 2009 года с таким заявлением в А. не обращался. В 2009 году от Горпинченко Е. Н. поступило заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Это заявление рассмотрено, истец является ветераном Великой Отечественной Войны - труженик тыла и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Он включен в список лиц нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий, согласно порядковому номеру списка за номером 154, но в настоящее время строительство жилья на территории мунипального образования не ведется, считает, что А. не имеет правовых оснований включать истца в список лиц нуждающихся в обеспечении жильем во внеочередном порядке с 2003 года, так как Горпинченко Е. Н. в 2003 году с заявлениями об улучшении его жилищных условий в А. не обращался. До 2003 года благоустроенный жилой фонд на территории пгт был ведомственный, принадлежал МПС РФ, после 2003 года в связи с созданием ОАО «РЖД», жилой фонд был передан в муниципалитет.
Горпинченко Е. Н. о месте и времени судебного заседания извещен, надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений о невозможности рассмотрения дела в его отсутствие не представил, суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие Горпинченко Е. Н., с участием его представителя.
Свидетель Л. суду показала: Горпинченко Е. Н. ее родственник. Приехав в гости, она ночевала у Горпинченко, зимой в три часа ночи в доме холодно, не смотря на то, что с вечера была протоплена печь. Горпинченко Е. Н. пожилой человек, ему 82 года, она ходила по всем инстанциям с целью помочь решить его жилищную проблему. Люди, отработавшие более 50 лет, труженики тыла имеют право жить в нормальных условиях. Если вопрос не будет решен, она будет вынуждена обратиться к мировому сообществу.
Свидетель Ш. показала: она работает юристом в общественной приемной, куда обратился Горпинченко Е. Н. по вопросу обеспечении его жилой площадью, Горпинченко Е. Н. является ветераном Великой отечественной войны и местная администрация обязана обеспечить его благоустроенной квартирой во внеочередном порядке.
Свидетель Н. в судебном заседании показала, она работает начальником Отдела социальной защиты по …району. Ей известно о том, что Горпинченко Е. Н. состоял в очереди на получение благоустроенного жилья по месту своей работы. В 2003 году на обращение Горпинченко Е.Н. она давала ответ, согласно которого Горпинченко Е. Н., как реабилитированный, на основании Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» имеет право на внеочередное улучшение жилищных условий. Проверив по месту работу, очередь на получение жилья было установлено, что Горпинченко Е. Н. в этой очереди не значился, был направлен запрос в прокуратуру, в результате чего Горпинченко Е. Н. в очереди был восстановлен.
Из материалов дела следует: согласно письма Председателя комиссии по восстановлению прав реабилитированных граждан руководителю предприятия Д., комиссия просит сообщить о постановке Горпинченко Н. Е. на очередь и решения вопроса о выделении благоустроенной квартиры, как реабилитированному л.д.4), согласно письма от 25. 03. 2003 года начальник Отдела социальной защиты М. извещает Горпинченко Н. Е. о том, что он имеет право на первоочередное получение жилья л.д.5), согласно письма Уполномоченного по правам человека в Амурской области от 24. 08. 2009 года Горпинченко Н. Е. сообщено, что в связи с отсутствием у Забайкальской железной дороги жилого фонда, предоставить жилье не представляется возможным, заявителю разъяснено право состоять в очереди на улучшение жилищных условий и по месту работы и по месту жительства л.д.6), согласно письма и. о.министра социальной защиты населения Амурской области от 27. 07. 2009 года Горпинченко А. Н. разъяснено, что в соответствии с законом Амурской области № 284 -ОЗ от 18. 01. 2007 года предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение (строительство) жилья инвалидам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. Так как отец Горпинченко А. Н. не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в А. до 1.01.2005 года, права на получение социальной выплаты он не имеет л.д.7). Согласно справки Горпинченко Н.Е является инвалидом первой группы л.д.9), согласно удостоверений: Горпинченко Н.Е. является ветераном Великой Отечественной Войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона « О ветеранах», Горпинченко Н. Е. является ветераном труда и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке установленных ст. 22, ст. 23 Федерального закона « О ветеранах» л.д. 12), согласно удостоверения Горпинченко Н.Е. имеет право на льготы установленные ст. 16 Закона РСФСР « О реабилитации жертв политических репрессий» л.д.13), согласно письма заместителя главы Администрации …района Горпинченко Н.Е. состоит во внеочередном списке в качестве нуждающегося в получении жилой площади в А., на 8.12.2009 года его порядковый номер в очереди-154 л.д.15).
Согласно исследованных в судебном заседании журналов регистрации заявлений и обращений граждан А. за период с 1998 года по 2008 год Горпинченко Н. А. с заявлениями в А. об улучшении жилищных условий не обращался.
Суд, заслушав объяснения сторон, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, пришел к выводу о том, что исковое заявление Горпинченко Н. Е. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: согласно положений ст.6 Федерального закона РФ № 189 от 29 декабря 2004 года « О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» - к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения в его действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положений ст. 30 ЖК РСФСР действовавшего до введение в действие ЖК РФ - учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Как установлено в судебном заседании Горпинченко Н. Е., до 2003 года состоял в очереди на улучшение жилищных условий по месту его прежней работы. Жилищные условия Горпинченко Н.Е. не были улучшены в связи с реорганизацией МПС РФ и созданием ОАО «РЖД», после ухода на пенсию, Горпинченко Н. Е. в орган местного самоуправления с заявлением об улучшении жилищных условий не обратился, остался в очереди на улучшение жилищных условий по месту прежней работы.
Согласно требованиям ст. 6 ЖК РФ - акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно положений ст. 49 ЖК РФ - по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам признанным, по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно требованиям ст. 52 ЖК РФ - Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 57 ЖК РФ - Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании Горпинченко Н. Е., является ветераном Великой Отечественной Войны и на него распространяются льготы установленные ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» - Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно положений п. 7 ст. 2 Закона Амурской области от 18 января 2007 года № 284 - ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" (с изменениями и дополнениями) -предоставление гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем производится на основании их заявлений в порядке очередности по дате постановки на учет в органах местного самоуправления. Очередность предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам, поставленным на учет в один день, устанавливается в алфавитном порядке.
В судебном заседании на основании объяснений представителя истца, исследованных в судебном заседании книг учета заявлений и обращений граждан в А. суд установил, что в период с 2003 года по 2008 год Горпинченко Н. Е. в А. с заявлениями об улучшении жилищных условий не обращался, а обратился с таким заявлением в 2009 году, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список лиц имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью, в связи с изложенным доводы искового заявления Горпинченко Н. Е., согласно которых 25 марта 2003 года он обратился с заявлением в А. по вопросу постановки на очередь на жилье, но его заявление было утеряно и он был поставлен на учет только с 2009 года, хотя он обращался первоначально в 2003 году, суд признает необоснованными, как ненашедшие своего подтверждения в судебном заседании.
Судом установлены факты обращения истца, его представителя в комиссию по восстановлению прав граждан подвергшихся политическим репрессиям, к уполномоченному по правам человека, в Министерство социальной защиты населения, но указанные органы и должностные лица не наделены полномочиями принимать решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что Горпинченко Н. Е обратился в А. с заявлением об улучшении жилищных условий в 2009 году, каких - либо законных оснований возлагать на А. обязанность поставить истца в льготную очередь на получение жилья с 25 марта 2003 года у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Горпинченко Н.Е. - отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в канцелярии Магдагачинского районного суда после 16 часов 30 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: О. В. Волошин