По иску прокурора об обязании проинять действенные меры по установке пожарной сигнализации



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2010года пос. Магдагачи

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Белорукова В.Е.,

при секретаре Деревянной Ю.И.

с участием:

помощника прокурора Магдагачинского района Мурысиной О.А.,

представителя администрации Магдагачинского района Амурской области Соколовой И.С., действующей на основании доверенности № … от 26 августа 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам: администрации Магдагачинского района Амурской области, отделу образования администрации Магдагачинского района Амурской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «...», об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять действенные меры по установке автоматической пожарной сигнализации в МДОУ детский сад «...»,

УСТАНОВИЛ:

13 августа 2010 года в Магдагачинский районный суд обратился прокурор Магдагачинского района с иском к ответчикам, который обоснован тем, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности (пожарной безопасности) и противодействия терроризму на территории Магдагачинского района, в ходе которой были выявлены нарушения.

Установлено, что у потенциально опасного объекта - МДОУ детский сад № … «...» … отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что подтверждается Актом обследования отделения вневедомственной охраны при ОВД по Магдагачинскому району от 30 марта 2010 года.

Как следует из требований ст. 4 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1, безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения и профилактике терроризма.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п. 6.1, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике возможных проявлений терроризма на территории муниципального района, в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденными приказом министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315, прямо предусмотрено обязательное наличие автоматической пожарной сигнализации в помещениях - дошкольных образовательных учреждениях.

Прокуратурой района в адрес Главы Магдагачинского района было внесено представление (от 06.05.2010 № 1931-10) об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму с требованием установить в детском дошкольном образовательном учреждении «...» автоматическую пожарную сигнализацию.

Согласно ответа на представление администрации Магдагачинского района (от 23.06.2010 № 04-1138) указанные требования прокурора не выполнены в полном объеме.

Учредителем МДОУ детский сад № … «...» … является - Отдел образования Администрации Магдагачинского района, который является структурным подразделением администрации района.

Как установлено, в настоящее время действенных мер по надлежащей организации мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в МДОУ детский сад «...» - установка автоматической пожарной сигнализации, администрацией района, отделом образования администрации района, МДОУ детский сад «...» не принимается.

Тем самым, наносится существенный вред правам и охраняемым законом интересам детей, на обеспечение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, подрывается авторитет государства в связи с неосуществлением в полном объёме мер по профилактике возможных проявлений терроризма на территории Магдагачинского района.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, прокурор Магдагачинского района просит суд обязать администрацию Магдагачинского района, отдел образования администрации Магдагачинского района, МДОУ детский сад «...» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять действенные меры по установке автоматической пожарной сигнализации в МДОУ детский сад «...».

В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района на иске прокурора настаивает. Уточнила, что под действенными мерами по установке автоматической пожарной сигнализации прокурор Магдагачинского района подразумевает обеспечение здания, в котором расположен МДОУ детский сад «...» установкой автоматической пожарной сигнализации. И просит суд обязать ответчиков обеспечить МДОУ детский сад «...» установкой автоматической пожарной сигнализации.

Представитель отдела образования администрации Магдагачинсмкого района и представитель МДОУ детский сад «...» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела были надлежаще уведомлены, поэтому суд рассматривает дело в отсутствие представителей отдела образования администрации Магдагачинского района и МДОУ детский сад «...».

Представитель администрации Магдагачинского района иск не признает. Свои возражения обосновывает тем, что найдены средства на монтаж пожарной сигнализации во всех дошкольных учреждениях Магдагачинского района. Средства выделены в рамках целевой программы «Развитие образования Магдагачинского района на 2009 -2015 годы». Финансовая потребность этой программы на реализацию противопожарных мероприятий составляет 13495 тыс. рублей. В 2010 году на противопожарные мероприятия выделено 1224 тыс. рублей из областного бюджета и 269,9 тыс. рублей из местного бюджета. Районным отделом образования заключен договор на монтаж установок пожарной сигнализации во всех дошкольных учреждениях Магдагачинского района, в том числе и в детском саде «...». По договору подрядчик обязался смонтировать установки пожарной сигнализации до 1 сентября 2010 года. Но в связи с большим объемом работ этот срок отодвинут на более поздний период. В настоящее время сигнализация смонтирована в … Д\ саде, в … детском саде и в … школе, куда будет переведен и детский сад.

Выслушав помощника прокурора Магдагачинского района, представителя администрации Магдагачинского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно таблицы № 1 Норм пожарной безопасности
"Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 315 от 18 июня 2003 года здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади здания.

Согласно подпункта 1.1.1. п.1 перечня основных функционально-технологических групп зданий и помещений общественного назначения СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» образовательные учреждения относятся к классу Ф 1.1 функциональной пожарной опасности и являются зданиями общественного назначения.

Из приведенных норм пожарной безопасности следует, что МДУ детский сад «...» должен быть оборудован установкой автоматической пожарной сигнализации.

Согласно акта обследования от 30 марта 2010 года МДОУ детский сад «...» охаранно-пожарная сигнализация в данном образовательном учреждении отсутствует. Указанный факт подтверждается также представлением прокурора Магдагачинского района на имя главы Магдагачинского района, ответом прокурору на его представление исполняющего обязанности главы Магдагачинского района, информацией отдела образования администрации Магдагачинского района на имя прокурора Магдагачинского района. Факт отсутствия установок пожарной сигнализации в МДОУ детский сад «...» не отрицается также и представителями ответчиков.

Согласно свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц МДОУ детский сад «...» является юридическим лицом. Согласно устава этого образовательного учреждения, его учредителем является отдел образования администрации Магдагачинского района.

Из постановления правительства Амурской области № 246 «О распределении субсидий» от 18 мая 2010 года следует, что в 2010 году Магдагачинскому району выделено 1224 тыс. рублей на финансирование расходов, связанных с обеспечением пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений.

Согласно муниципального контракта № 3 на выполнение работ по монтажу АПС и СОУЭ от 20 июля 2010года, отдел образования администрации Магдагачинского района и ООО «…» заключили контракт на установку автоматической пожарной сигнализации в детских дошкольных учреждениях Магдагачинского района, в том числе и в МДОУ детский сад «...». Согласно п. 4.1 указанного контракта, подрядчик все работы должен произвести до 1 сентября 2010 года.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Суд считает, что прокурор Магдагачинского района правомерно обратился в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц- воспитанников МДОУ детский сад «...», поскольку отсутствие в данном образовательном учреждении автоматической установки пожарной сигнализации нарушает права детей на безопасное пребывание в этом образовательном учреждении.

Доводы прокурора об отсутствии АУПС в образовательном учреждении и нарушении прав на безопасное пребывание неопределенного круга лиц-воспитанников образовательного учреждения нашли свое подтверждение в судебном заседании на основании приведенных выше и исследованных судом доказательств. Поэтому требования прокурора Магдагачинского района об обязании ответчиков обеспечить МДОУ детский сад «...» установкой автоматической пожарной сигнализации подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Магдагачинского района Амурской области к администрации Магдагачинского района Амурской области, отделу образования администрации Магдагачинского района Амурской области, МДОУ детский сад «...» удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Магдагачинского района Амурской области, отдел образования администрации Магдагачинского района Амурской области, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «...» в месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу обеспечить здание, в котором расположено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «...» установкой автоматической пожарной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья В.Е.Белоруков