По иску прокурора к администрации МО о возложении обязанности обратиться с заявлением



Гр. дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Магдагачи

Амурская область 22 сентября 2010 года

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Волошина О. В.,

при секретаре Деревянной Ю. И.,

с участием:

помощника прокурора Магдагачинского района Мурысиной О. А.,

ответчика: Администрации муниципального образования. .. сельсовет, Магдагачинского района Амурской области в лице главы Администрации Кузмичева А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования. .. сельсовет о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения «…», расположенного в …, введенного в 1988 году, с водотоком: р. Ольга, в Магдагачинский отдел Управления Росреестра по Амурской области как бесхозяйного,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования. .. сельсовет Магдагачинского района Амурской области о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения «...», расположенного в 4 км западнее с.. .., площадью 0,32 кв.м., объемом 0,57 млн. куб.м., введенного в 1988 году, с водотоком: р. Ольга, в Магдагачинский отдел Управления Росреестра по Амурской области как бесхозяйного, заявленные исковые требования обоснованы следующим: «прокуратурой Магдагачинского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, установлено, что на территории п.. .. находится гидротехническое сооружение «...», расположенное в …, площадью 0,32 кв. км, объемом 0,57 млн. куб. м, введенное в 1988 году, с водотоком: р. Ольга. Указанное сооружение в настоящее время не имеет собственника. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Все перечисленные вопросы местного значения поселения, так или иначе связаны с гидротехническим сооружением, поскольку с одной стороны оно является объектом, представляющим опасность с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций и совершения актов терроризма, с другой стороны активно используется населением для массового отдыха. Однако администрация. .. сельсовета в течение длительного времени не обращается с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет названного гидротехнического сооружения, как бесхозяйного, поскольку собственник этого сооружения до настоящего времени не установлен. Согласно ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ устанавливается порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в силу которого бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Бездействие администрации. .. сельсовета в непринятии бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт гидротехнического сооружения, не отслеживается его техническое состояние и не контролируется санитарно-эпидемиологическая обстановка на прилегающей к водоему территории. В результате чего в случае нарушения (прорыва) плотины может быть повреждено и уничтожено имущество граждан, повреждены дороги и мосты, а также наступить более тяжкие последствия в виде гибели людей, оказавшихся в зоне затопления. В свою очередь отсутствие контроля за санитарным состоянием гидротехнического сооружения может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих данный водоем. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом ст. 45 ГПК РФ, предоставляющая прокурору право обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц, носит общий характер и распространяется, в том числе, на производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 Гражданского процессуального кодекса РФ и другими федеральными законами. При этом главами 23-26 ГПК РФ, другими федеральными законами, запрет на обращение прокурора в суд в порядке главы 25 ГПК РФ, в том числе, в интересах неопределенного круга лиц, не установлен». На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 45, 131,132 ГПК РФ, прокурор Магдагачинского района просит суд: Обязать администрацию. .. сельсовета обратится с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения «...», расположенного в 4 км. западнее с.. .., площадью 0,32 кв. км, объемом 0,57 млн. куб. м, введенного в 1988 году, с водотоком: р. Ольга, в Магдагачинский отдел Управления Росреестра по Амурской области как бесхозяйного».

В судебном заседании помощник прокурора, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержала и пояснила: на территории п.. .. находится гидротехническое сооружение «...», расположенное в …, площадью 0,32 кв. км, объемом 0,57 млн. куб. м, введенное в 1988 году, с водотоком: р. Ольга. Указанное сооружение в настоящее время не имеет собственника. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Все перечисленные вопросы местного значения поселения, так или иначе связаны с гидротехническим сооружением, поскольку с одной стороны оно является объектом, представляющим опасность с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций и совершения актов терроризма, с другой стороны активно используется населением для массового отдыха. Однако администрация. .. сельсовета в течение длительного времени не обращается с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет названного гидротехнического сооружения, как бесхозяйного, поскольку собственник этого сооружения до настоящего времени не установлен. Согласно ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ устанавливается порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в силу которого бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Бездействие администрации. .. сельсовета в непринятии бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт гидротехнического сооружения, не отслеживается его техническое состояние и не контролируется санитарно-эпидемиологическая обстановка на прилегающей к водоему территории. В результате чего в случае нарушения (прорыва) плотины может быть повреждено и уничтожено имущество граждан, повреждены дороги и мосты, а также наступить более тяжкие последствия в виде гибели людей, оказавшихся в зоне затопления. В свою очередь отсутствие контроля за санитарным состоянием гидротехнического сооружения может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих данный водоем. Просит суд удовлетворить заявленные прокурором исковые требования, при этом считает необходимым уточнить заявленные требования, путем установления срока для обращения с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения «...», расположенного в 4 км западнее с.. .., площадью 0,32 кв.м., объемом 0,57 млн. куб.м., введенного в 1988 году, с водотоком: р. Ольга, в Магдагачинский отдел Управления Росреестра по Амурской области как бесхозяйного до 1 марта 2011 года.

Глава Администрации муниципального образования. .. сельсовет с исковыми требованиями прокурора согласен, представил суду письменное заявление, согласно которого последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ - при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд не находит оснований для не принятия признания ответчиком Администрацией муниципального образования. .. сельсовет заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковых требования.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию муниципального образования. .. сельсовет Магдагачинского района Амурской области в срок до 1 марта 2011 года обратиться в Магдагачинский отдел Управления Росреестра по Амурской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения «...», расположенного в 4 км западнее с.. .., площадью 0,32 кв.м., объемом 0,57 млн. куб.м., введенного в 1988 году, с водотоком: р. Ольга.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурской областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня провозглашения.

Председательствующий: О. В. Волошин