По иску прокурора района в интересах Чумакова А.В. к администрации о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма



Гражданское дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2010 годап. Магдагачи Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Домановой И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.Ю.,

с участием представителя органа опеки и попечительства Муруновой Т.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2010 года,

а также с участием истца Чумакова А.В., его представителя - помощника прокурора Магдагачинского района Корховой И.В.,

представителя ответчика Администрации Магдагачинского района Амурской области- Соколовой И.С., действующей на основании доверенности от 26 августа 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района, действующего в интересах Чумакова А. В., к Администрации Магдагачинского района Амурской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

07 октября 2010 года прокурор Магдагачинского района Р.В. Столбовский обратился в Магдагачинский районный суд со следующим исковым заявлением: «Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Магдагачинского района, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что Чумаков А. В. … года рождения является лицом из числа детей – сирот. Его мать Е. решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 09 января 2004 года лишена родительских прав. Его отец – Чумаков В.Р. решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 09 января 2004 года лишен родительских прав. Чумаков А.В. окончил государственную общеобразовательную школу – интернат № 20 г. … Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году. Чумаков А.В. фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 1 1.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах сооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. В силу положений ст. 5 Закона Амурской области от 1 1.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч. 3 ст. 4 настоящею Закона (однократное обеспечение вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения). В соответствии с п. 2 Постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее – Постановление Губернатора Амурской области № 222) лица, указанные в п.1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ при выявлении нарушения прав гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту его интересов. Чумаков А.В. на основании ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Чумаков А.В. не обладает специальными познаниями в области юриспруденции и, как следствие, не способен подготовить исковое заявление, отвечающее требованиям гражданско-процессуального законодательства. В случае обращения за квалифицированной юридической помощью она должна понести значительные материальные расходы, которыми не располагает в силу указанных причин. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, в соответствии с законодательством оказывается бесплатно лишь в определенных случаях и определенным категориям граждан. Исходя из указанных требований закона, юридическая помощь по искам о предоставлении жилого помещения, оказывается на платной основе. Единственным предусмотренным федеральным законодательством механизмом обеспечения права малоимущих граждан на квалифицированную юридическую помощь и, соответственно их свободного доступа к правосудию, является обращение прокурора в суд в защиту их прав, свобод и интересов в порядке ст.45 ГПК РФ. Таким образом, Чумаков А.В. не имеет материальной возможности обратиться за юридический помощью по указанному вопросу к адвокату и оплатить услуги гарантированной ст. 48 Конституции РФ юридической помощи, а значит, не может реализовать право на судебную защиту, что является уважительной причиной, по которой она сама не может обратиться в суд в защиту своих интересов и отстаивать там свои права. Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ основанием для предъявления прокурором заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. 02 сентября 2010 года в прокуратуру Магдагачинского района поступило письменное обращение Чумакова А.В. о нарушении его социальных прав. В этой связи прокурор реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах Чумакова А.В.». На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», просит суд обязать Администрацию Магдагачинского района Амурской области в срок до 01 декабря 2010 года предоставить Чумакову А. В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте п.. .. Магдагачинского района Амурской области.

В судебном заседании помощник прокурора Корхова И.В. заявленное требование уточнила, просит суд обязать Администрацию Магдагачинского района предоставить в срок до 01 декабря 2010 года Чумакову А. В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте с.. .. Магдагачинского района Амурской области в соответствии с нормой предоставления общей площадью не менее 33 квадратных метров. Против принятия судом признания иска представителем ответчика не возражает.

В судебном заседании истец Чумаков А.В. уточненное исковое требование прокурора заявленное в его интересах поддерживает в полном объеме. Против принятия судом признания иска представителем ответчика не возражает.

Представитель ответчика Соколова И.С. в судебном заседании уточненное исковое требование прокурора признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, приобщенное к материалам дела, дополнительно пояснила, что признание иска не связано с чьим либо давлением на неё, является добровольным её решением, интересы других лиц признанием иска не затрагиваются.

Представитель органа опеки и попечительства Мурунова Т.В. в судебном заседании не возражает против принятия судом признания иска в интересах истца.

Суд, выслушав в судебном заседании истца, помощника прокурора Магдагачинского района, представителя органа опеки и попечительства, представителя ответчика, исследовав материалы дела в части, необходимой для решения вопроса о возможности принятия признания иска приходит к следующему.

Рассматриваемым в рамках данного дела требованием является исковое требование прокурора Магдагачинского района, заявленное в интересах Чумакова А.В. к Администрации Магдагачинского района о предоставлении жилого помещения. Исковое требование обосновано прокурором в частности тем, что Чумаков А.В. остался без попечения родителей, в связи с чем на основании требований ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», ответчик обязан предоставить Чумакову А.В. жилое помещение вне очереди на территории с.. .. Магдагачинского района по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления общей площадью не менее 33 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ч.2,5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются также вне очереди по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 1 1.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах сооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Согласно ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч. 3 ст. 4 настоящею Закона (однократное обеспечение вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения). Согласно п. 2 Постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» лица, указанные в п.1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Согласно п. 9, 10 указанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, проживающих в сельских поселениях, территориально входящих в состав муниципальных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан. Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, предоставляемые по договорам социального найма, на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях размещения заказа для муниципальных нужд.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде в частности представители. Согласно ст. 53 ГПК РФ полномочия представителей должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя, скреплена печатью этой организации. Согласно ст. 54 ГПК РФ право представителя в частности на признание иска должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Согласно доверенности выданной представителю ответчика Администрации Магдагачинского района Соколовой И.С. следует, что последней предоставлено право на признание иска от имени Администрации Магдагачинского района, подавать любые заявления, расписываться и совершать все действия связанные с выполнением данного поручения, доверенность выдана на 12 месяцев, подписана Главой МО Магдагачинский район Амурской области, скреплена соответствующей печатью. Таким образом, в судебном заседании установлено, право представителя ответчика на признание иска. Кроме того, в судебном заседании письменным заявлением представителя ответчика установлено, что признание иска представителем ответчика не связано с чьим либо давлением на неё, что представителю ответчика понятны последствия признания иска, а также что признание иска не затрагивают интересы других лиц. При таких обстоятельствах, а также с учетом мнения истца, помощника прокурора и представителя органа опеки и попечительства не возражающих против принятия судом признания иска, суд находит возможным принять признание представителем ответчика иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Таким образом, исковое требование прокурора, рассматриваемое в рамках данного дела, подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Магдагачинского района, заявленное в интересах Чумакова А. В., к Администрации Магдагачинского района о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

Обязать Администрацию Магдагачинского района в срок до 01 декабря 2010 года предоставить Чумакову А. В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте с.. .. Магдагачинского района Амурской области, в соответствии с нормой предоставления общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня вынесения.

Председательствующий судьяИ.В. Доманова