Гражданское дело 2-229\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Магдагачи6 мая 2011 года
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Домановой И. В.,
при секретаре Теруковой Т.В.,
с участием помощника прокурора Магдагачинского района Пискун Ю.С.,
представителя Уголовно-исполнительной инспекции по Магдагачинскому району Н., представившей служебное удостоверение от …действующей в силу должностного положения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании отказа Администрации … сельсовета Магдагачинского района Амурской области в предоставлении места для отбывания наказания в виде исправительных работ- незаконным; о возложении на Администрацию … сельсовета Магдагачинского района Амурской области обязанности обеспечить исполнение Постановления от 1 ноября 2010 года № 37 Главы Администрации …сельсовета года «Об установлении мест отбывания наказания в …» в части предоставления места для отбывания наказания в виде исправительных работ,
УСТАНОВИЛ:
27 апреля 2011 года и.о. прокурора Магдагачинского района М.С. Енишевский обратился в Магдагачинский районный суд со следующим заявлением: « Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка по обращению начальника УИИ № 20 по Магдагачинскому району Ч. по факту отказа Администрации … сельсовета в предоставлении рабочего места для отбывания наказания в виде исправительных работ для осужденного Л.. в связи с отсутствием вакансий. В ходе проверки установлено, что Постановлением главы администрации … сельсовета №37 от 1 ноября 2010 года «Об установлении мест для отбывания наказания в …» утвержден перечень мест отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ. Постановлением Ивановского районного суда от 09.02.2011 года Л. заменена не отбытая часть наказания исправительными работами на срок 2 (два) года с удержанием в доход государства 20% заработка. Из предписания начальника УИИ № 20 по Магдагачинскому району Ч. от 30.03.2011 года следует, что Л. направлен в администрацию … для отбывания наказания в виде исправительных работ. Согласно копии отрывного талона осужденная к исправительным работам Л. прибыл к месту работы 30.03.2011 года, принято решение отказать в приеме на работу в связи с отсутствием рабочих мест. Из объяснения главы администрации … сельсовета Р. от 30.03.2011 года следует, что им было вынесено постановление за № 37 от 1 ноября 2010 г. об установлении мест для отбывания наказания в с.. .. Согласно данного постановления, уголовно-исполнительной инспекцией был направлен для отбывания наказания в виде исправительных работ Л., однако он был вынужден ему отказать в предоставлении рабочего места, так как у него нет сейчас свободных мест, в настоящее время в … происходит сокращение рабочих мест. О чем была сделана запись в отрывном талоне. Изменения в постановление главы администрации «Об установлении мест отбывания наказания в …» в связи с отсутствием рабочих мест в … не вносились. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ и ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Согласно требований ч. 2 ст. 39 УИК РФ, осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора. В нарушение указанных требований уголовно-исполнительного законодательства на территории … в настоящее время места для отбывания наказания в виде исправительных работ отсутствуют, соответствующие изменения в постановление главы администрации от 1 ноября 2010 года № 37 «Об установлении мест отбывания наказания в … » не внесены и не согласованы с УИИ № 20 по Магдагачинскому району. Бездействие Администрации …, выразившееся в отсутствии на территории … мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, а также отказе в предоставлении таких мест лишает осужденных возможности отбывать назначенное им наказание, а также нарушает действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. В сложившейся ситуации определенное судом наказание не достигает своей цели - исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Кроме того, бездействие администрации …, выразившееся в непринятии мер к определению и согласованию с УИИ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ, а также в отказе в предоставлении таких мест отрицательно влияет на состояние профилактической работы с осужденными. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления возложенной законом обязанности делает невозможным исполнение приговора в отношении осужденных к исправительным работам, не обеспечивает неотвратимость наказания за совершенное преступление. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Бездействие администрации …, выразившееся в непринятии мер к определению и согласованию с УИИ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ, а также в отказе в предоставлении таких мест, нарушает принцип законности и интересы Российской Федерации». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и.о. прокурора просит суд признать бездействие администрации …, выразившееся в непринятии мер к определению и согласованию с УИИ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ, а также в отказе в предоставлении таких мест, незаконным. В порядке ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязать администрацию … устранить в полном объеме допущенные нарушения путем определения по согласованию с УИИ № 20 по Магдагачинскомурайонуместдляотбываниянаказанияввиде исправительных работ, а также предоставления места для отбывания наказания Л..
Помощник прокурора Магдагачинского района Пискун Ю.С. в судебном заседании представила письменное заявление об уточнении заявленных требований, в котором прокурор просит в интересах неопределенного круга лиц признать незаконным отказ Администрации … сельсовета Магдагачинского района Амурской области в предоставлении места для отбывания наказания в виде исправительных работ и обязать Администрацию … сельсовета Магдагачинского района Амурской областиисполнять Постановление от 1 ноября 2010 года № 37 от 1 ноября 2010 года Главы Администрации … сельсовета года в части предоставления места для отбывания наказания в виде исправительных работ. Дополнительно пояснила, что отказ в предоставлении места для отбытия наказания в виде исправительных работ лишает неопределенный круг лиц, осужденных к указанной мере наказания, местом жительства которых является МО … сельсовет, возможности отбывать назначенное им наказание по месту их проживания, в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством, Постановлением от 1 ноября 2010 года № 37 Главы Администрации. . сельсовета «Об установлении мест отбывания наказания в. .», принятого в соответствии с Уставом указанного МО.
Представитель заинтересованного лица Н. в судебном заседании уточненные требования прокурора поддерживает, дополнительно пояснила, что отказ в предоставлении места для отбытия наказания в виде исправительных работ в соответствии с постановлениям Главы Администрации … сельсовета от …, которым утвержден перечень указанных мест по согласованию с УИИ по Магдагачинскому району затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, противоречит нормам действующего законодательства. Рабочее место в Администрации …сельсовета для отбывания наказания в виде исправительных работ на момент обращения Л не было занято кем либо из лиц отбывающих наказание в виде исправительных работ, поскольку УИИ по Магдагачинскому району кто-либо иной ранее не направлялся для отбытия наказания в виде исправительных работ в Администрацию … сельсовета. Ею вопрос о трудоустройстве Л. предварительно согласовывался с главой Администрации … сельсовета. Через некоторое время Глава Администрации … сельсовета ей сообщил, что указанное место занято лицом не отбывающим наказание в виде исправительных работ и поэтому он отказал Л. в трудоустройстве для отбывания наказания в виде исправительных работ. По вопросу внесения соответствующих изменений в Постановление Главы администрации … сельсовета № 37 от 1 ноября 2010 года «Об установлении мест отбывания наказания в …» и согласования их с УИИ № 20 по Магдагачинскому району Администрация … сельсовета не обращалась.
Представитель Администрации … сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно извещен, Глава Администрации …сельсовета Р., представил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Л. в судебное заседание не явился, представил телефонограмму о рассмотрении дела в его отсутствие, требование прокурора в части признания незаконным отказа ему Администрацией …. сельсовета места отбытия наказания в виде исправительных работ поддерживает, поскольку при обращении в Администрацию … сельсовета ему было отказано в предоставления места для отбытия наказания в виде исправительных работ, после этого в течении двух месяцев Главой Администрации … сельсовета ему давались обещания о предоставлении места отбытия указанного вида наказания, но последнее ему так и не было предоставлено, в связи с чем он вынужден был самостоятельно подыскивать место для отбытия указанного вида наказания за пределами места своего проживания. Около двух недель назад он самостоятельно трудоустроился на работу к частному предпринимателю У. подсобным рабочим в …., встал на учет в УИИ по … району, подыскал место для проживания, проживает по адресу … …, в связи с чем не имеет намерений возвращаться в … для отбывания наказания в виде исправительных работ.
Суд, выслушав в судебном заседании помощника прокурора, представителя заинтересованного лица - Уголовно-исполнительной инспекции по Магдагачинского району, исследовав материалы дела, находит уточненные заявленные требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно требований ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющего основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Согласно ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) - местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального Закона - правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.Согласно ч. 3 ст. 19 указанного Федерального Закона - отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 7 указанного Федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Материалами дела в судебном заседании установлено, что постановлением от 9 февраля 2011 года Ивановского районного суда Л. неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменены исправительными работами на срок 2 года с удержанием в доход государства 20 % заработка ( л.д. 5), в связи с чем Л. освобожден из учреждения в котором отбывал наказание в виде лишения свободы 17 февраля 2011 года и убыл на жительство в … ( л.д. 6). Согласно Постановления Главы администрации … сельсовета № 37 от 1 ноября 2010 года «Об установлении мест отбывания наказания в …» и приложения к нему следует, что указанное Постановление принято на основании в частности ч.1 ст. 39 УИК РФ, Устава МО … сельсовета в целях установления мест отбывания наказания в частности в виде исправительных работ, указанным Постановлением утвержден Перечень отбывания наказания в виде исправительных работ на территории МО …сельсовета в соответствии с приложением № 1, согласно которого на территории МО … сельсовета, в частности, в Администрации …сельсовета установлено 1 место для отбывания наказания в виде исправительных работ. Указанный перечень согласован с начальником УИИ № 20 по Магдагачинскому району 2 ноября 2010 года( л.д. 10,8). Согласно предписания от 30 марта 2011 года Уголовно-исполнительной инспекции по Магдагачинскому району Л. направлен для отбытия наказания в виде исправительных работ в Администрацию … ( л.д. 7), прибыл в указанную дату в Администрацию …, Главой … сельсовета принято решение в отказе о предоставлении рабочего места ввиду его отсутствия ( л.д. 7). Согласно запроса и сообщения Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № … …следует, что личное дело Л. поступило 26 апреля 2011 года в указанную УИИ по запросу последней, в связи с обращением Л. Пояснениями представителя заинтересованного лица УИИ по Магдагачинскому району в судебном заседании установлено, что отказ Администрации … сельсовета в предоставлении установленного указанным выше Постановлением главы Администрации … сельсовета места для отбывания наказания в виде исправительных работ не связан с его занятостью лицом отбывающим наказание в виде исправительных работ. Пояснения указанного лица какими либо доказательствами не опровергнуты, ходатайств об их истребовании не заявлено. Каких либо доказательств внесения в указанное Постановления Органа местного самоуправления изменений в связи с занятостью места определенного для отбывания на территории … сельсовета наказания в виде исправительных работ, суду не представлено, ходатайств об их истребовании не заявлено. Представитель УИИ по Магдагачинскому району в судебном заседании пояснила, что по вопросу внесения соответствующих изменений в Постановление Главы администрации … сельсовета № 37 от 1 ноября 2010 года «Об установлении мест отбывания наказания в …» и согласования их с УИИ № 20 по Магдагачинскому району, Администрация … сельсовета не обращалась. При таких обстоятельствах с учетом указанных выше норм действующего законодательства, неисполнение Администрацией … сельсовета Постановления от 1 ноября 2010 года № 37 Главы Администрации … сельсовета года «Об установлении мест отбывания наказания в …» является незаконным.
Таким образом требования прокурора законны, обоснованы, направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, местом отбытия наказания в виде исправительных работ которых, с учетом их места жительства, является Администрация …сельсовета.
Согласно реализация" target="blank" data-id="13118">ст. 258 ГПК РФ суд признав заявление обоснованным принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ( п. 28) разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 257-258, 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании отказа Администрации … сельсовета Магдагачинского района Амурской области в предоставлении места для отбывания наказания в виде исправительных работ- незаконным; о возложении на Администрацию … сельсовета Магдагачинского района Амурской области обязанности обеспечить исполнение Постановления от 1 ноября 2010 года № 37 Главы Администрации … сельсовета в части предоставления места для отбывания наказания в виде исправительных работ- удовлетворить.
Признать отказ Администрации …сельсовета Магдагачинского района Амурской области в предоставлении места для отбывания наказания в виде исправительных работ- незаконным.
Обязать Администрацию …сельсовета Магдагачинского района Амурской области обеспечить исполнение Постановления от … № … Главы Администрации … сельсовета года «Об установлении мест отбывания наказания в …» в части предоставления места для отбывания наказания в виде исправительных работ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня вынесения.
Председательствующий судьяДоманова И.В.