Решение по иску прокурора к Администрации сельсовета о признании незаконным бездействия по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций...



Гражданское дело № 2-217/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 годап. Магдагачи Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Домановой И.В.

при секретаре Овчинниковой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Магдагачинского района Пискун Ю.С.,

представителя Администрации ….. сельсовета Магдагачинского района - Главы Администрации … сельсовета К. действующего в силу должностного положения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Магдагачинского района, заявленному им в порядке ст.45,254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации … сельсовета Магдагачинского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …, …, …, …, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, … ….,защите населения и территорий населенных пунктов ….,. ., … от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров, в части невыполнения план-схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …., …., …., …, и не выполнения мер по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом; о немедленном, со дня вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на администрацию … сельсовета Магдагачинского района произвести действия по принятию первичных мер по пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …, …., …, …, …, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, …, защите населения и территорий населённых пунктов …, …, …, …, Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров: - выполнить план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района и выполнить меры по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом,

УСТАНОВИЛ:

(резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2011 года, решение в окончательной форме составлено 3 мая 2011 года)

19 апреля 2011 года и.о. прокурора Магдагачинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Магдагачинский районный суд со следующим заявлением: «Прокуратурой Магдагачинского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности в лесах проведена проверка соблюдения указанного законодательства на территории муниципального образования … … Магдагачинского района. В ходе проверки установлено, что администрацией … сельсовета ненадлежащим образом исполняются полномочия по принятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населённых пунктов …, …, …, …, …, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории указанных населённых пунктов, защите населения и территории …. сельсовета Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — лесных пожаров. Прокуратурой района 02.02.2011 года главе администрации … сельсовета было объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах. Между тем, согласно акту проверки № … от 11.04.2011 отделения надзорной деятельности по Магдагачинскому району установлено, что на территории населенных пунктов …, …, …, …, … не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенного пункта. Так, в нарушение п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее Правил), органом местного самоуправления … сельсовета не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В нарушение п. 15 ст. 69, п. 1 ст. 75 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 53.1 Федерального закона № 442-ФЗ от 29.12.2010 «О внесении изменений в лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», на территории населённых пунктов …, …, …, …, … не произведена очистка противопожарных разрывов от деревьев, кустарников, от захламления. В нарушение п. 114 Правил, на территориях населенных пунктов …, …, …, …, … отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара. В нарушение п. 21 Правил не произведена очистка территории населенного пункта от сухой травы, сгораемого мусора и т.д. Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, отсутствие в полном объеме готовности к пожароопасному периоду, может повлечь возникновение лесных пожаров на территориях населенных пунктов …, …, …, …, … Магдагачинского района, что приведёт к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров на всей территории Магдагачинского района, а также может повлечь переброс огня на жилые дома, строения, непосредственно расположенные на территории поселения и привести к человеческим жертвам. Однако конкретных и надлежащих действий по принятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов … …, …, …, …, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов … …, …, …, … Магдагачинского района, защите населения и территорий … сельсовета Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров, со стороны администрации …сельсовета Магдагачинского района предпринято не было. Бездействие администрации … сельсовета Магдагачинского района является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии п.п. 8, 9, 23 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, обеспечение информирования населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно положениям п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Таким образом, все перечисленные вопросы местного значения поселения Магдагачинского района, связаны с защитой населения и территории поселения Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров. При таких обстоятельствах, обязанность по принятию первичных мер пожарной безопасности на территориях населенных пунктов … …., …, …, … Магдагачинского района, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов … …, …, …., … Магдагачинского района, защите населения и территориях населенных пунктов … …, …., …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера лежит на администрации ….сельсовета Магдагачинского района. Бездействие администрации … сельсовета Магдагачинского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности на территориях населённых пунктов … …, …., …, …, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов … …,. .., …. Магдагачинского района, защите населения и территориях населенных пунктов … …, …., …, …, Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Несоблюдение указанных требований, отсутствие в полном объеме готовности к пожароопасному периоду может повлечь возникновение лесного пожара, что также ведет к причинению имущественного ущерба, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 45, 254 ГПК РФ, и.о. прокурора Магдагачинского района просит суд: 1. Признать незаконным бездействие администрации … сельсовета Магдагачинского района по непринятиюпервичных мер пожарной безопасности в лесах на территории населенных пунктов … …, …, …, …, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайныхситуацийнатерриториях населенных пунктов … …, …, …, …, Магдагачинского района, защите населения и территорий населенных пунктов… …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера лесных пожаров. 2. Немедленно, со дня вступления решения суда в законную силу обязать администрацию … сельсовета Магдагачинского района произвести действия по принятию первичных мер пожарной безопасности на территориях населенных пунктов … …., …., …, … Магдагачинского района, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов … …, …, …, …. Магдагачинского района, защите населения и территорий населенных пунктов … …, …, …, …, Магдагачинскогорайонаот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — лесных пожаров: - выполнить мероприятия по устройству защитных противопожарных полос шириной не менее трех метров на всей протяженности участка границ населенных пунктов … …, …, …, … с лесными участками; выполнить план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов; выполнить меры по устройству противопожарных разрывов от границ застройки поселений … …., …, …, … шириной не менее 15 метров на всей протяженности участков населенных пунктов с лесными массивами; произвести очистку территорий населенных пунктов …. …, …, …., …, от горючего мусора и сухой растительности.

Помощник прокурора Пискун Ю.С. в судебном заседании представила письменное заявление прокурора Магдагачинского района об уточнении заявленных требований, в котором указано, что окончательными требованиями прокурора являются требования о признании незаконным бездействия администрации … сельсовета Магдагачинского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …, …, …, …, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района, защите населения и территорий населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров, в части невыполнения план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района и не выполнения мер по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом; о немедленном, со дня вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на администрацию …сельсовета Магдагачинского района произвести действия по принятию первичных мер по пожарной безопасности на территориях населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района, защите населения и территорий населённых пунктов …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров: выполнить план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …., …, …, … Магдагачинского района и выполнить меры по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части …шириной не менее 15 метров с лесным массивом,

Глава Администрации … сельсовета К. в судебном заседании окончательные заявленные требования прокурора считает законными и обоснованными, дополнительно пояснил, что Администрацией … сельсовета проведен комплекс мер направленных на обеспечение противопожарной безопасности в летний пожароопасный период 2011 года- приняты нормативно-правовые акты, произведен отжиг сухой растительности и горючего мусора на всей протяженности участка границ населенных пунктов … …., …, …, … с лесными участками, территория указанных населенных пунктов очищена от сухой растительности и горючего мусора, созданы противопожарные полосы не менее 3 метров и противопожарные разрывы не менее 15 метров вокруг. ...., …., ….. Вокруг … противопожарная полоса не менее 3 метров устроена, противопожарный разрыв от границ застройки. . шириной не менее 15 метров с лесными массивами устроен, за исключением юго-восточной части указанного населенного пункта. План-схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов с…, …, …, …Магдагачинского района до настоящего времени также не выполнены.

Специалист Е.. в судебном заседании пояснил, что он занимает должность главного государственного инспектора Магдагачинского района по пожарному надзору, имеет высшее техническое образования, проходил специальное обучение по занимаемой им должности, стаж работы в указанной должности …. Ежегодно проводится проверка по подготовке МО к летнему пожароопасному периоду. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в частности прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов. Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров. Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные полосы- это полоса шириной не менее 3 метров от кромки лесного массива вокруг населенного пункта, которая должна быть очищена до слоя почвы от горючего мусора и сухой растительности. 11 апреля 2011 года проведена внеплановая проверка в отношении МО …сельсовет и выявлено, что Администрацией … сельсовета на указанную дату в частности не выполнены мероприятия по устройству защитных противопожарных полос шириной не менее трех метров на всей протяженности участка границ населенных пунктов ……, …, …, … с лесными участками; не выполнены план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … с лесными участками; не выполнены меры по устройству противопожарных разрывов от границ застройки поселений … …, …, …, … шириной не менее 15 метров на всей протяженности участков населенных пунктов с лесными массивами и не произведена очистка территорий населенных пунктов … …, …., …., …., от горючего мусора и сухой растительности. В настоящее время указанные мероприятия Администрацией … сельсовета выполнены, о чем составлены и утверждены паспорта пожарной безопасности указанных населенных пунктов, за исключением обустройства противопожарного разрыва от границ застройки юго-востчной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом и составления план -схем минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, …. Не составление указанных план схем и непринятие мер к устройству противопожарного разрыва в указанной части …является нарушением нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья граждан и для повреждения пожаром имущества граждан.

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора, представителя администрации …сельсовета, специалиста, исследовав материалы дела, суд находит окончательно заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Рассматриваемыми в рамках данного дела требованиями являются требования прокурора Магдагачинского района о признании незаконным бездействия администрации … сельсовета Магдагачинского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …… ……., по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов ….. …… Магдагачинского района, защите населения и территорий населенных пунктов …. ….Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров в части невыполнения план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов … …Магдагачинского района и не выполнения мер по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом; о немедленном, со дня вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на администрацию … сельсовета Магдагачинского района произвести действия по принятию первичных мер по пожарной безопасности на территориях населенных пунктов … … Магдагачинского района по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов … … Магдагачинского района, защите населения и территорий населённых пунктов … … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров: выполнить план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов … … Магдагачинского района и выполнить меры по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом,

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Согласно преамбулы указанного Федерального закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 1 указанного Федерального закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 3 указанного Федерального закона системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Согласно ст. 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, обеспечение информирования населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 1, п. 112 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» ( утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313) настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в частности органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в частности организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Согласно ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в частности прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом. Согласно ч. 15 ст. 669, ч. 12 ст. 75 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Согласно Устава МО … сельсовет указанное МО наделено статусом сельского поселения в составе …, железнодорожные станции …и …; ( ч. 1 ст. 2); территорию сельского поселения … сельсовета составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта …, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения сельского поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения (ст. 3). К вопросам местного значения поселения отнесены в частности участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера ( ст. 5); в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения обладают в частности полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом МО (ст.6). Администрация … сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, которым руководит глава сельсовета на принципах единоначалия ( ст. 32). Администрация … сельсовета осуществляет полномочия предусмотренные федеральным законодательством ( ст. 33). Глава сельсовета в частности возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций в сельском поселении ( ст. 34) ( л.д.16- 30).

Материалами дела ( л.д. 31-53,57,58-72), пояснениями специалиста в судебном заседании установлено, и помощником прокурора в судебном заседании не оспаривается, что Администрацией …сельсовета в марте 2011 года принято ряд нормативно- правовых актов направленных на обеспечение противопожарной безопасности указанного МО, кроме того к моменту рассмотрения дела произведен контролируемый отжиг вокруг населенных пунктов с. … …, очищена территория указанных населенных пунктов от сухой растительности и горючего мусора, произведено устройство противопожарных полос на всей протяженности населенных пунктов … … противопожарных разрывов на всей протяженности населенных пунктов … …, составлен план-схема минерализованных полос вокруг … в соответствии с положениями указанных выше норм законодательства в области противопожарной безопасности.

Вместе с тем пояснениями Главы Администрации … сельсовета, специалиста в судебном заседании установлено, что до настоящего времени противопожарный разрыв не устроен в юго-восточной части …, кроме того до настоящего времени не составлены план-схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов ….

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Таким образом окончательные требования прокурора законны, обоснованы, непринятие указанным органом местного самоуправления указанных мер в качестве мер противопожарной безопасности противоречит указанным выше нормам действующего законодательства, создает угрозу возникновение чрезвычайной ситуации, сопряженной с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц в условиях летнего пожароопасного периода.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав заявление обоснованным принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ( п. 28) разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным бездействия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 257-258, 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Магдагачинского района, заявленные в порядке ст.ст. 45,254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации … сельсовета Магдагачинского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …, …, …, …, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, … …. Магдагачинского района, защите населения и территорий населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров, в части невыполнения план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района и не выполнения мер по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … шириной не менее 15 метров с лесным массивом; о немедленном, со дня вступления решения суда в законную силу, о возложении обязанности на администрацию … сельсовета Магдагачинского района произвести действия по принятию первичных мер по пожарной безопасности лесов на территориях населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, …Магдагачинского района, защите населения и территорий населённых пунктов …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров: выполнить план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района и выполнить меры по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части. . шириной не менее 15 метров с лесным массивом- удовлетворить в полном объеме.

Бездействие Администрации …сельсовета Магдагачинского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …, …, …,. ., по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района, защите населения и территорий населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров, в части невыполнения план схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района и не выполнения мер по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части …шириной не менее 15 метров с лесным массивом- признать незаконным.

Обязать Администрацию … сельсовета Магдагачинского района немедленно со дня вступления данного решения в законную силу, произвести действия по принятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территориях населенных пунктов …, …, …, …, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориях населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района, защите населения и территорий населённых пунктов …, …, …, … Магдагачинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – лесных пожаров, а именно

- выполнить план- схемы минерализованных полос вокруг населенных пунктов …, …, …, … Магдагачинского района,

- выполнить меры по устройству противопожарного разрыва от границ застройки юго-восточной части … Магдагачинского района шириной не менее 15 метров с лесным массивом.

С мотивированным решением лица участвующие в деле могут ознакомиться после 9 часов 3 мая 2011 года в канцелярии Магдагачинского районного суда.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судьяДоманова И.В.