Гражданское дело № 2 –… /2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагагачи Дата 2012 года
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О. В.,
при секретаре Овчинниковой Т. Н.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Простокишина В. А.,
главы муниципального образования.. . сельсовет Магдагачинского района Амурской области Бороган А. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявление прокурора Магдагачинского района, в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних учащихся муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., воспитанников муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... . о признании незаконным бездействия муниципального образования.. . сельсовет Магдагачинского района по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ., о возложении обязанности на муниципальное образование.. . сельсовет Магдагачинского района в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного общеобразовательного казенного учреждения детского сада с... .,
УСТАНОВИЛ:
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании, решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2012 года.
Прокурор Магдагачинского района, в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних учащихся муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., воспитанников муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... . обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования.. . сельсовет Магдагачинского района по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ., о возложении обязанности на муниципальное образование.. . сельсовет Магдагачинского района в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного общеобразовательного казенного учреждения детского сада с... ..
Доводы заявления обоснованы следующим: Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и на пути следования обучающихся к этим учреждениям в п. Магдагачи, в ходе которого установлено следующее. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесена - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с актом обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и на пути следования обучающихся к этим учреждениям от 22.02.2012 года проведенного ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району, установлено отсутствие предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... .. Кроме того, в нарушение СНиП 23-05-95, отсутствует искусственное уличное освещение в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... .. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. На основании ГОСТ Р 52289-2004, знак "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак «Дети» устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка. Отсутствие предупреждающих знаков в районе общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004, а именно дорожные знаки «Дети» не установлены. На основании п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования.. . сельсовет, принятого Решением.. . сельского Совета народных депутатов от 07 февраля 2011 г. № 96 к вопросам.. . сельского Совета, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные выше нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами муниципального образования.. . сельсовет своих должностных обязанностей и халатном отношении к ним, что в свою очередь способствует увеличению нарушений правил дорожного движения, дорожного травматизма с участием детей, общего числа дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Несмотря на требования законодательства, адекватных мер в рамках предоставленных полномочий органом местного самоуправления с... . не принимается. Несовершеннолетние воспитанники муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... . в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права на охрану жизни и здоровья. В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор просит суд, признать бездействие муниципального образования.. . сельсовет Магдагачинского района по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ., незаконным. Обязать муниципальное образование.. . сельсовет Магдагачинского района в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ..
В судебном заседании помощник прокурора заявление прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних учащихся муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., воспитанников муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... . поддержал в полном объеме.
Глава Администрации.. . сельсовет в судебном заседании пояснил: с заявлением прокурора он согласен. Но при этом, Администрации.. . сельсовет не имеет достаточных бюджетных средств для исполнения всех функций. Считает вмешательство органов прокураты в деятельность Администрации излишней, без учета наличия необходимых бюджетных денежных средств и отсутствия какой либо финансовой помощи. Дорожные знаки в настоящее время закуплены, установить их сейчас невозможно по причине того, что земля замерзла. Фонари для наружного освещения приобретены, вопрос об их установки решается.
Привлеченные к участию в деле муниципальное общеобразовательное казенное учреждение.. . основная общеобразовательная школа с... ., муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение детский сад с... . о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание неявились, заявлений, ходатайств не поступило.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора, главы Администрации.. . сельсовет пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела без участия вышеуказанных лиц.
Из материалов дела следует:
согласно постановлению от 01 июля 2011 года № 714 постановлено создать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад.. .. (л.д.6).
Согласно постановлению от 30.06.2011 года № 676 создано муниципальное общеобразовательное казенное учреждение.. . основная общеобразовательная школа с... .. (л.д.7).
Согласно акту обследования эксплуатационного состояния улично- дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и на пути следования обучающихся к этим учреждениям от 22 февраля 2012 года выявлены недостатки, влияющие на безопасность дорожного движения, для устранения которых необходимо установить предупреждающие дорожные знаки «Дети», установить наружное уличное освещение (л.д.7-8).
Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования.. . сельсовет Магдагачинского района Амурской области к вопросам.. . сельсовета, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.. . сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.9-32).
Согласно письму главы.. . сельсовета дорожные знаки «Дети», уличные фонари приобретены (л.д.33).
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования.. . сельсовета, к вопросам.. . сельского Совета, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.. . сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечение дорожного движения являются расходными обязательствами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В соответствии с ГОСТ. Р 52289-2004 предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. На основании ГОСТ Р 52289-2004, знак "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак «Дети» устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Согласно п.7.28 Строительных норм и правил СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденных постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78 освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.
Согласно 7.36 Строительных норм и правил СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденных постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78 освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл.11 или в соответствии с п.7.28 настоящих норм.
В ходе судебного заседания установлено, что на территории муниципального образования.. . сельский совет Магдагачинского района Амурской области в районе в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., отсутствуют предупреждающие дорожные знаки «Дети», а также отсутствует наружное уличное освещение. Указанный факт главой муниципального образования.. . сельского совета Магдагачинского района Амурской области не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Администрацией муниципального образования.. . сельский совет Магдагачинского района Амурской области, как исполнительным органом муниципального образования, до настоящего времени не организована установка дорожных знаков «Дети» и искусственное уличное освещение в районе в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ..
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что доводы заявления прокурора Магдагачинского района нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Но при этом, заявление прокурора Магдагачинского района подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям: как следует из заявления прокурора Магдагачинского района, прокурор просит суд признать бездействие муниципального образования.. . сельсовет Магдагачинского района по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ., незаконным. Обязать муниципальное образование.. . сельсовет Магдагачинского района в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада и муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., искусственного уличного освещения в районе муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ..
Согласно Устава.. . сельсовета муниципальное образование.. . сельсовет это сельское поселение, входящее в состав территории Магдагачинского района.
Согласно ст. 21 Устава муниципального образования.. . сельсовет (ст. 32), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.. . сельсовет является Администрация.. . сельсовета, которая осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, в том числе и в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.. . сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании бездействия всего мунипального образования.. . сельсовет в отсутствии дорожных знаков искусственного уличного освещения в районе детского сада и школы нельзя признать обоснованным.
Поскольку исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.. . сельсовет является Администрация.. . сельсовета, деятельность именно Администрации Администрация.. . сельсовета в не обеспечении организации установки дорожных знаков, искусственного освещения в районе детского сада и школы должна быть признана незаконной и на Администрацию.. . сельсовета должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения, так как согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Магдагачинского района, в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних учащихся муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., и воспитанников муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... . - удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации муниципального образования.. . сельский совет Магдагачинского района Амурской области по непринятию мер по установке дорожных знаков и искусственного освещения в районе муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... . - незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования.. . сельский совет Магдагачинского района Амурской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» и искусственного уличного освещения в районе муниципального общеобразовательного казенного учреждения.. . основной общеобразовательной школы с... ., муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детского сада с... ..
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Магдагачинского района – отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в канцелярии Магдагачинского районного суда после 13 часов 19 марта 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Волошин О. В.