Гражданское дело № 2 –131 /2012 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 15 марта 2012 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Мельник Е.А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Пискун Ю.С.,
представителя администрации …., действующей на основании доверенности,
при секретаре Кузнецовой Н Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Магдагачинского района, заявленному им в порядке ст.ст. 45,254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования …. по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным; возложении обязанности на администрацию муниципального образования ….устранить нарушения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем информационного обеспечения программы по энергосбережению,
УСТАНОВИЛ:
05 марта 2012 года прокурор Магдагачинского района обратился в Магдагачинский районный суд со следующим заявлением: «Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности администрацией Магдагачинского района, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ вступил в законную силу с 27.11.2009 г. (официально опубликован в печатном издании «Российская газета» № 226 от 27.11.2009 г.). В соответствие с требованиями ст. 1 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, закон регулирует отношения по энергосбережению и повышение энергетической эффективности в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно ст. 4 Федерального закона от.23.11.2009 № 261-ФЗ правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах: эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технических, экологических и социальных условий. В соответствие со ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. С целью реализации данных положений законодательства, постановлением главы администрации Магдагачинского района от 29.08.2011 г. № 941 утверждена долгосрочная целевая программа «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в муниципальных учреждениях Магдагачинского района на 2010-2014 годы». Между тем, в ходе проверки установлено, что администрацией Магдагачинского района в нарушение приведенных норм законодательства не осуществляется информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных программой. Бездействие администрации Магдагачинского района в части информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению является незаконным по следующим основаниям. Статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в императивном форме регламентируется включение в состав оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показателей повышения энергетической эффективности. Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетический эффективности должны соответствовать установленным федеральным законодательством требованиям к таким программам, а также соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствие с Требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009 г., муниципальные программы должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. В соответствие с ч.З ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий. Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать: повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде; повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры; повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии; увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения; сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах; увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется органом местного самоуправления. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные федеральным законодательством мероприятия по: энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; иным определенным органом местного самоуправления вопросам. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствие со ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством: опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также организации органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 261-ФЗ органы местного самоуправления обязан информировать потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых Федеральным законом № 261-ФЗ установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов, распространять информацию о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности, организовывать выставки объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, выполнять иные действия в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Неисполнение органом местного самоуправления администрацией …. обязанности по информационному сопровождению мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает права и интересы неопределённого круга лиц - потребителей энергетических ресурсов на территории … в части обеспечения исчерпывающей информации о реализации мероприятий по энергообеспечению муниципальных бюджетных учреждений Магдагачинского района. В силу требований ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 131,132 ГПК РФ, прокурор Магдагачинского района просит признать бездействие администрации муниципального образования …по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным; обязать администрацию муниципального образования …. устранить нарушения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем информационного обеспечения программы по энергосбережению».
В ходе судебного заседания помощник прокурора на заявленных требованиях настаивает. Дополнительно суду показал, что администрацией … не исполняются обязанности по информационному сопровождению мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно: участие в формировании региональной единой базы данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ответственных за проведение энергосберегающей политики в органах местного самоуправления …; пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем подготовки публикаций в местных периодических изданиях, выступлений на телевидении и радио, а также организация выпуска листовок, памяток, использование наглядной агитации.
Представитель администрации … с требованиями прокурора согласен.
Из материалов дела следует:
Согласно муниципальной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории …. на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением главы …. 30 июня 2010 года №708, с целью координации работ по реализации энергосберегающей политики в … будет участвовать в формировании региональной единой базы данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ответственных за проведение энергосберегающей политики в органах местного самоуправления …. Для эффективной реализации программы в муниципальном образовании будет проводиться пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем подготовки публикаций в местных периодических изданиях, выступлений на телевидении и радио, а также организации выпуска листовок, памяток, использование наглядной агитации. (п.10) (л.д.7-23).
Согласно п.8.1 ст.28 Устава администрация … участвует в утверждении и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации и проведении иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (л.д.24-29).
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Согласно п.8.1 ст.28 Устава администрация …. участвует в утверждении и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации и проведении иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В ходе судебного заседания установлено, что администрацией … утверждена долгосрочная целевая программа «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в муниципальных учреждениях …. годы».
Вместе с тем, администраций муниципального образования не осуществляется информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных программой. Неисполнение администрацией Магдагачинского района обязанности по информационному сопровождению мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает права и интересы неопределённого круга лиц - потребителей энергетических ресурсов на территории Магдагачинского района в части обеспечения исчерпывающей информации о реализации мероприятий по энергообеспечению муниципальных бюджетных учреждений Магдагачинского района. Бездействие администрации Магдагачинского района в части информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению является незаконным. Указанный факт представителем администрации Магдагачинского района не оспаривается, признан в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд считает, что в ходе судебного заседания достоверно установлено, что администрацией … не исполняются обязанности по информационному сопровождению мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно: участие в формировании региональной единой базы данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ответственных за проведение энергосберегающей политики в органах местного самоуправления …; пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем подготовки публикаций в местных периодических изданиях, выступлений на телевидении и радио, а также организация выпуска листовок, памяток, использование наглядной агитации.
Таким образом, бездействие администрации Магдагачинского района по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории …. нарушает права и интересы неопределённого круга лиц - потребителей энергетических ресурсов на территории …. в части обеспечения исчерпывающей информации о реализации мероприятий по энергообеспечению муниципальных бюджетных учреждений …..
При таких обстоятельствах требования прокурора Магдагачинского района, рассматриваемые в рамках данного дела, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Магдагачинского района, заявленные им в порядке ст.ст. 45,254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования … по неосуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным; возложении обязанности на администрацию муниципального образования ….устранить нарушения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем информационного обеспечения программы по энергосбережению удовлетворить.
Признать бездействие администрации …. по неосуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным.
Обязать администрацию …. устранить нарушения в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем информационного обеспечения программы по энергосбережению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Магдагачинского районного суда
Амурской области Е.А. Мельник