решение по заявлению прокурора о признании бездействия администрации незаконным по непринятию мер по установке дорожных знаков и возложении обязанности организовать установку предупреждающих дорожных знаков



Гражданское дело № 2 –123 /2012 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Магдагачи                      11 марта 2012 года

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующей судьи Мельник Е.А.,

с участием:

помощника прокурора Магдагачинского района Простокишина В.А.,

главы муниципального образования ….,

при секретаре Кузнецовой Н Ю.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Магдагачинского района, заявленное им в порядке ст.ст. 45,254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия муниципального образования …. по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …., незаконным; возложении обязанности на муниципальное образование …. в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения ….,

УСТАНОВИЛ:

01 марта 2012 года прокурор Магдагачинского района обратился в Магдагачинский районный суд со следующим заявлением: «Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и на пути следования обучающихся к этим учреждениям в п. Магдагачи, в ходе которого установлено следующее. В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесена - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст.21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, полномочия органов исполнительной власти субъектов российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с актом обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и на пути следования обучающихся к этим учреждениям от 22.02.2012 года проведенного ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району, установлено отсутствие предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. На основании ГОСТ Р 52289-2004, знак "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак «Дети» устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка. Отсутствие предупреждающих знаков в районе общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004, а именно дорожные знаки «Дети» не установлены. На основании п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования …, принятого Решением …. к вопросам …, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов …., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п.8.27 Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов муниципального образования …, утвержденных главой … 10 февраля 2012 года автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с утвержденной ГИБДД в установленном порядке дислокацией. Указанные выше нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами муниципального образования Дактуйского сельсовета своих должностных обязанностей и халатном отношении к ним, что в свою очередь способствует увеличению нарушений правил дорожного движения, дорожного травматизма с участием детей, общего числа дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Несмотря на требования законодательства, адекватных мер в рамках предоставленных полномочий органом местного самоуправления … не принимается. Несовершеннолетние воспитанники муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения … в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права на охрану жизни и здоровья. В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного и руководствуясь ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, прокурор Магдагачинского района просит признать бездействие муниципальное образование … по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …., незаконным. Обязать муниципальное образование …. в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …».

В ходе судебного заседания помощник прокурора на заявленных требованиях настаивает. Дополнительно суду показал, что знаков до настоящего времени не установлено.

Глава муниципального образования …с требованиями прокурора согласен.

Из материалов дела следует:

Согласно акту обследования эксплуатационного состояния улично- дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и на пути следования обучающихся к этим учреждениям от 22 февраля 2012 года выявлены недостатки, влияющие на безопасность дорожного движения, для устранения которых необходимо установить предупреждающие дорожные знаки «Дети» в районе … (л.д.6).

Согласно постановлению от 30 июня 2011 года №681 «О создании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …. постановлено создать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение ….(л.д.7).

Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования ….к вопросам …, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов …, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.8-37).

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования …., принятого Решением …, к вопросам …, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов …, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно ст.21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии с ГОСТ. Р 52289-2004, предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. На основании ГОСТ Р 52289-2004, знак "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак «Дети» устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

В соответствии с п.8.27 Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов муниципального образования Дактуйского сельсовета, утвержденных главой Дактуйского сельсовета 10 февраля 2012 года, автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с утвержденной ГИБДД в установленном порядке дислокацией.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории муниципального образования … в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения ….отсутствуют предупреждающие дорожные знаки «Дети». Указанный факт представителем муниципального образования …. не оспаривается, признан в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд считает, что в ходе судебного заседания достоверно установлено, что муниципальным образованием … не принимаются меры по установке дорожных знаков «Дети» в районе образовательного учреждения.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования … по непринятию указанных мер может привести к нарушениям правил дорожного движения, дорожного травматизма с участием детей, общего числа дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

При таких обстоятельствах требования прокурора Магдагачинского района, рассматриваемые в рамках данного дела, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

Требования прокурора Магдагачинского района, заявленные им в порядке ст.ст. 45,254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия муниципального образования … по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …, незаконным; возложении обязанности на муниципальное образование … в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования …. по непринятию мер по установке дорожных знаков в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения ….незаконным.

Обязать муниципальное образование ….в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку предупреждающих дорожных знаков «Дети» в районе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения …. в соответствие с требованиями ГОСТа Р 52289-2004.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Магдагачинского районного суда

Амурской области         Е.А. Мельник