Гражданское дело № 2-9/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи12 января 2011 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Домановой И.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.Ю.,
с участием
истицы Ориной Н.И.,
помощника прокурора Магдагачинского района Мурысиной О.А.,
представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району – Метальниковой С.В., действующей на основании доверенности от 16 ноября 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района в интересах Ориной Н. И. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области за счет средств казны Российской Федерации, Министерства финансов Амурской области, ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району меры социальной поддержки за период с января по май 2010 года, с июля по ноябрь 2010 года в размере 12937 рублей 89 копеек,
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2010 года и.о. прокурора Магдагачинского района М.С. Енишевский обратился в Магдагачинский районный суд со следующим исковым заявлением: «Прокуратурой Магдагачинского района Амурской области проведена проверка соблюдения на территории пгт. Магдагачи законодательства о социальной поддержке граждан отдельных категорий, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что Ориной Н.И., проработавшей на должности медицинского работника в государственной организации - Государственное учреждение здравоохранения …, не предоставляется социальная поддержка на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно положениям ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу требований п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Пунктом 50 статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» передано решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, - меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Согласно п. 11 части 1 ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет на должности медицинских работников (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения) в государственных и муниципальных организациях и учреждениях здравоохранения, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, имеют право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. В приложении № 1 к указанному Закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-03 предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций. Закон Амурской области № 427-ОЗ от 31 января 2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а приложение № 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан в размере 100%. В нарушение указанных норм законодательства, пенсионерке Ориной Н.И., которая проработала на должности медицинского работника в государственном учреждении здравоохранении …, с 19.07.1967 г. по 28.02.2003 г. (стаж работы более 30 лет), согласно записи в трудовой книжке, заверенной печатью государственного учреждения здравоохранения …, социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг не предоставляется с 2005 года по настоящее время. В связи с этим, прокуратурой района в адрес ГБУ управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району было внесено представление (от 01.10.2010 № 5095-10) об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке граждан отдельных категорий с требованием принять меры по обеспечению социальной поддержки Ориной Н.И. по оплате жилищно – коммунальных услуг. Согласно ответу на представление (от 05.10.2010 г. № 1992) ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району, у Ориной Н.И., проработавшей в должности медицинского работника в государственном учреждении здравоохранения … отсутствует право на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, т.е. требования прокурора не удовлетворены. Из содержания законодательства о социальной поддержки населения следует, что органы социальной защиты населения обязаны принимать все необходимые меры, направленные на обеспечение мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан (медицинских работников, пенсионеров). Непредоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг бывшему медицинскому работнику и пенсионеру Ориной Н.И., нарушает право Ориной Н.И. на получение мер социальной поддержки в полном объеме. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан. В силу требований ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов». На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, и.о. прокурора Магдагачинского района просит суд обязать Государственное бюджетное учреждение Управление социальной защиты населения по Магдагачинскому району предоставить Ориной Н.И. меры социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг.
Государственным бюджетным учреждением Управление социальной защиты населения по Магдагачинскому району на указанное исковое заявление представлен отзыв в котором указано следующее «Государственное бюджетное учреждение - управление социальной защиты населения по Магдагачинскому району ознакомилось с исковым заявлением гр. Ориной Н.И., о возложении обязанностей предоставить ей меры социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг и полностью с ним не согласно. Орина Н.И. являлась медицинским работником государственного учреждения здравоохранения «…», которое являлось федеральной собственностью и финансировалось за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 медицинские работники, проживающие и работающие в сельской местности, а также имеющие определенный стаж работы в учреждения здравоохранения пенсионеры, имели меры социальной поддержки по оплате за отопление и освещение. Однако, Постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 года № 625 « Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР в связи с принятием Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2003 год», было признано недействующим на территории Российской Федерации. Какой-либо иной нормативно - правовой акт, устанавливающий право медицинских работников, перешедших на пенсию, на содержащиеся в оспариваемом законе меры социальной поддержки на Федеральном уровне не принят. ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ из ст.63 Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан исключено положение о праве медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Одновременно в статью введены части пятая и шестая, согласно которым меры социальной поддержки данных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, а также муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются соответствующими органами. Таким образом, Федеральным законом обязанность по установлению мер социальной поддержки возложена на субъект Российской Федерации лишь в отношении работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. Предоставление медицинским работникам муниципальных и областных учреждений здравоохранения, в том числе вышедших на пенсию, мер социальной поддержки являются дополнительными и реализуются органами государственной власти Амурской области самостоятельно за счет средств областного бюджета. Данная мера социальной поддержки предусмотренамедицинскимработникамучреждений, финансируемых из средств областного и местного бюджетов Амурской области Законом Амурской области от 05.12.2005 года 99-ОЗ. В связи с изложенным, считает, что оснований для удовлетворения требований Ориной Н.И. о возложении обязанностей предоставить ей меры социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг на Государственное бюджетное учреждение — управление социальной защиты населения по Магдагачинскому району не имеется. Просит суд в удовлетворении иска отказать».
Определением от 13 декабря 2010 года принято заявление прокурора об изменении искового требования, окончательными исковыми требованиями определены требования прокурора Магдагачинского района, заявленные в интересах Ориной Н.И., о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области за счет средств казны Российской Федерации, Министерства финансов Амурской области, ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району меры социальной поддержки за период с января по май 2010 года, с июля по ноябрь 2010 года в размере 12937 рублей 89 копеек.
24 декабря 2010 года Управлением Федерального казначейства по Амурской области представлен отзыв на исковое заявление прокурора в интересах Ориной Н.М., где указано следующее «Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области не согласно в полном объеме с заявленными требованиями прокурора Магдагачинского района в интересах Орииой Н.И. об изменении исковых требований и привлечении соответчиков по следующим основаниям. Как видно из искового заявления Орина Н.И. является медицинским работником-пенсионером. В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487 (в ред. Федерального закона or 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Статьями 26,3 - 26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. Финансирование таких мер осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно при наличии соответствующих бюджетных средств. Законодательством Амурской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели. В силу п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 05.12.2005 № 99-03, право на получение социальной поддержки имеют пенсионеры., проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 10 части 1 настоящей статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно п. 9 ч. 1 ст.1 указанного закона право на получение социальной поддержки имеют врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). В соответствии со ст. 2 Закона с 01.01.2010 гражданам предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В силу п. 4 Закона социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам отдельных категорий из числа лиц, указанных в п.п.. 2 - 6, 9 - 1 части 1 статьи 1 настоящего Закона, независимо от вида жилищного фонда в форме ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ). Медицинские работники проживающие и работающие в сельской местности на основании платежных документов ежемесячно в полном объеме вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам в сроки, определенные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. ЕСВ перечисляется гражданам отдельных категорий, имеющим право на указанную меру социальной поддержки, не позднее 1 числа месяца, в котором вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам проживающим и работающим в сельской местности предоставляется в виде возмещения фактически понесенных расходов, а не предоставления льгот. Согласно ст. 9.5 указанного Закона финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, а также расходов на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных выплат с учетом налога на добавленную стоимость и расходов на оплату банковских услуг осуществляется за счет средств областного бюджета. Таким образом, взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг в отношении медицинских работников-пенсионеров, проработавших не менее десяти лет в образовательных учреждениях, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) должно производиться с министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области. Кроме того, в случае привлечения в качестве ответчика Минфина России суду следует учесть, что последний не может вступать в непосредственные отношения с физическими лицами и производить истцам какие-либо выплаты, поскольку согласно ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений;. следовательно взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации. Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (определения от 07 мая 2010 г. по делам №№59-В10-2, 59-В10-5, 59-В10-6 и другие). В связи с тем, что законодательное регулирование и финансирование данного вида льгот осуществляется органами власти субъекта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области считает, что при наличии достаточных оснований взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области».
24 декабря 2010 года Министерством финансов Амурской области представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее «Министерство Финансов Амурской области не согласно с исковыми требованиями в полном объеме. В соответствии со ст. 1 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальнойподдержке граждан отдельных категорий» одной из категорий граждан, имеющих право на получение социальной поддержки являются специалисты государственных и муниципальных организаций, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках): врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания. Государственное учреждение здравоохранения … ОАО «…» не является учреждением, финансируемым за счет средств областного и местных бюджетов, в связи с чем, предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг Ориной Н.И. не является расходным обязательством Амурской области»
Истица Орина Н.И. в судебном заседании окончательные исковые требования поддерживает, кроме того поддерживает ранее данные пояснения, дополнительно пояснила, что проживает в благоустроенной квартире, вместе с ней проживает её муж, у них общий семейный бюджет. Квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг выдаются на имя мужа, он полностью оплачивает жилищно-коммунальные услуги, после чего ему ГБУ Управлением социальной защиты населения по Магдагачинскому району возмещается 50 % затрат по указанным платежам как Ветерану труда. Если бы ей предоставлялась социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг то расходы по указанным платежам возмещались бы полностью. Исковые требования заявлены в отношении расходов связанных с оплатой жилья и отопления, размер исковых требований определен с учетом денежных средств полученных её мужем в счет возмещения расходов по указанным видам жилищно- коммунальных услуг. Ей все равно с кого именно будет взыскана заявленная в исковых требованиях денежная сумма, главное чтобы расходы по указанным платежам ей были возмещены. Она получала и после выхода на пенсию в феврале 2003 года социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, как медицинский работник, вышедший на пенсию, имеющий общий стаж работы в рабочем поселке более 10 лет, с 2005 года указанная социальная поддержка ей не предоставляется.
Помощник прокурора Магдагачинского района Мурысина О.А. в судебном заседании окончательные исковые требования поддерживает, дополнительно пояснила, что истица незаконно лишена социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг, так как в соответствии с Конституцией РФ положение граждан не может ухудшаться. Правительство РФ нарушило права истицы, не урегулировав вопрос о предоставлении социальной поддержки категории граждан к которой относится истица, после венсения изменений в действовавшее законодательство. Правительство Амурской области также не приняло на себя обязательства о предоставлении социальной поддержки категории граждан к которой относится истица. ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району является исполнителем действующего законодательства в области обеспечения социальной защиты населения. В каком именно порядке в пользу истицы подлежит взысканию заявленная денежная сумма с указанных в заявлении об изменении исковых требований ответчиков, оставляет на усмотрение суда.
Представитель ответчика ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району Метальникова С.В. в судебном заседании окончательное исковое требование не признает по основаниям указанным в возражениях по первоначально заявленному требованию, дополнительно пояснила, что ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району руководствуется при решении вопроса о предоставлении социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", согласно п. 11 ст. 1 которого право на получение социальной поддержки, в том числе в соответствии со ст. 2 указанного закона в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, имеют в частности граждане- пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов - врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (медицинские работники), проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Лечебное учреждение в период работы истицы до её увольнения в 2003 году в связи с уходом на пенсию финансировалось только за счет средств федерального бюджета, в настоящее время является не государственным медицинским учреждением и также не финансируется за счет средств областного или местного бюджета. Она не оспаривает, что истица до 2005 года получала социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета. Размер заявленной в исковом требовании денежной суммы определен верно с учетом выплаченных мужу истицы в размере 50% в счет возмещения указанных расходов денежных средств, как Ветерану труда. Получателю социальной поддержки из категории лиц предусмотренных п.11 указанного ранее Закона Амурской области № 99-ОЗ полностью возмещаются оплата жилья и отопления независимо от количества лиц проживающих в том же жилом помещении и независимо от того в чьей именно собственности находится жилое помещение в котором зарегистрирован и проживает получатель социальной поддержки. Но ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району не является надлежащим ответчиком по указанным требованиям, так как не может по своей инициативе предоставить истице указанную социальную поддержку, поскольку в своей деятельности руководствуется законодательством Амурской области и Уставом, которыми не предусмотрено оказание социальной поддержке категории лиц, к которым относится истица. Абзац 3 п. 3.2 Устава Учреждения предусматривает предоставление мер социальной поддержки граждан включенных в федеральный регистр по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к категории которых истица не относится.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно извещен, представил заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя данного ответчика.
Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно извещен, представил заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя данного ответчика.
Выслушав в судебном заседании истицу, её представителя, представителя ответчика ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Спорные отношения между сторонами возникли из правоотношений регулируемых законодательством о социальном обеспечении граждан. Исковым требованием является требование о взыскании в пользу Ориной Н.И. с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области за счет средств казны Российской Федерации, с Министерства финансов Амурской области, с ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району меры социальной поддержки за период с января по май 2010 года с июля по ноябрь 2010 года в размере 12937 рублей 89 копеек.
Материалами дела в судебном заседании установлено, что Орина Н.И. в период с 19 июля 1967 года по 28 февраля 2003 года, т.е. более 35 лет, работала фельдшером, впоследствии медсестрой, впоследствии заведующей здравпунктом Государственного учреждения здравоохранения … МПС РФ, уволена 28 февраля 2003 года в связи с уходом на пенсию по возрасту, пенсия по старости назначена 28 мая 1998 года пожизненно (л.д. 8-9, 10). Ответчиками не оспаривается, что указанное медицинское учреждение находилось в поселке городского типа Магдагачи, и что истица в период работы, впоследствии после выхода на пенсию и до настоящего времени проживает в указанном населенном пункте. Ответчиками также не оспаривается, что истица до 1 января 2005 года, т.е и после выхода на пенсию, получала социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств Федерального бюджета.
Согласно п.п. ж, к ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству в соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ. Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно части второй ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Положения настоящего Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в законную силу 1 января 2005 года, статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I дополнена частями четвертой, пятой, шестой которые устанавливают, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, указанным Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан.
Указанное выше Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" было признано недействующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. При этом в судебном заседании установлено, что истица после выхода на пенсию в феврале 2003 года продолжала получать социальную поддержку по оплате жилищно- коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета до 2005 года. Так согласно сообщения от 17 ноября 2010 года Отделения по Магдагачинскому району УФК по Амурской области, сообщения от 23 ноября 2010 года НУЗ Узловая поликлиника на ст. Магдагачи ОАО «…» и приложенной к нему выписки из Устава следует, что меры социальной поддержки медицинским работникам в ГУЗ «…» выплачивались до 1 марта 2005 года за счет средств федерального бюджета, которые были заложены в смету расходов учреждения, указанному ГУЗ по 15 декабря 2005 года был открыт бюджетный счет по учету средств федерального бюджета (л.д. 25,26,27). Истица в судебном заседании пояснила, что она и после выхода на пенсию в феврале 2003 года получала социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, как медицинский работник, вышедший на пенсию, имеющий общий стаж работы в рабочем поселке более 10 лет, с 2005 года указанная социальная поддержка ей не предоставляется. Указанные доводы истицы ответчиками не оспариваются.
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года N 521-О и др.).
Как следует из части четвертой статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках пересмотра прежней системы социальных гарантий для отдельных категорий населения федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля", действующим в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 года N 699). Государственное учреждение здравоохранения … таковым не является, поскольку распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2005 г. N 366-р (с изменениями от 17 октября 2005 г.) Государственное учреждение здравоохранения …, ликвидировано, имущество Учреждения передано в уставный капитал открытого акционерного общества «…». Таким образом, медицинские работники, в том числе те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I в прежней редакции, в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения фактически утратили на них право без какой-либо компенсации, что не согласуется с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Такое правовое регулирование вступает в противоречие и с предписаниями части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения, включая лиц ранее работающих в медицинских учреждениях подведомственных Министерству путей сообщения РФ, на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивают их сохранение после указанной даты при возможном, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года N 129-О-П, изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе путем предоставления в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Определением Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 947-О-П "По жалобе гражданки Рыжковой Натальи Викторовны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указано, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе - в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации решениях, и предписаний части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Согласно ст. 13 БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Согласно ст. 14 БК РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Законом Амурской области от 5 декабря 2005г. № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (специалисты) государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (пункт 9 части 1 статьи 1), пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.9 части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (п. 11 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Закона Амурской области гражданам, указанным в п.п. 2 - 6, 9 - 11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется путём снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно приложению № 1. Граждане отдельных категорий, указанные в пп. 2-6, 9-11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, на основании платежных документов ежемесячно в полном объеме вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам в сроки, определенные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. ЕСВ перечисляется гражданам отдельных категорий, имеющим право на указанную меру социальной поддержки, не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, за который должна быть внесена плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Социальная поддержка по плате за жилое помещение и коммунальные услуги категорий граждан, указанных в подпункте "а" п. 9 и п. 10 части 1 статьи 1 настоящего Закона, а также пенсионеров на селе из их числа предоставляется в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Согласно ст. 9.5 указанного закона Амурской области финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета.
Постановлением Губернатора Амурской области от 23 декабря 2005г. № 702 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в силу пункта 4 которого меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9, 10 пункта 1 статьи 1 Закона, на основании заявления и документов, подтверждающих право на оказание мер социальной поддержки и поданных по месту работы в государственные или муниципальные учреждения. Решение о назначении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона, принимается руководителем соответствующего государственного или муниципального учреждения и оформляется протоколом. Указанным постановлением Губернатора Амурской области утвержден также Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, пункт 2 которого предусматривает, что· главными распорядителями бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов являются финансовый департамент администрации области в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона.
При этом пунктами 4 и 5 названного Порядка устанавливается, что финансовые органы перечисляют средства субвенций, поступившие из финансового департамента администрации области, уполномоченным органам, утвержденным главами муниципальных районов или городских округов, которые в свою очередь перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, - предприятиям, организациям, учреждениям, предоставляющим меры социальной поддержки по видам услуг.
Таким образом, несоблюдение субъектом Российской Федерации приведённого порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг гражданам из числа медицинских работников- пенсионеров, имеющих стаж работы в поселке городского типа не менее 10 лет, проживающих до настоящего времени в поселке городского типа, не может служить основанием для нарушения права гражданина на меры социальной поддержки, установленного федеральным законодательством.
Материалами дела в судебном заседании установлено, что истица проживает по адресу …, совместно с истицей проживает её муж Орин А.Н. (л.д. 113). Согласно квитанций следует, что Орин А.Н. в полном объеме оплатил содержание жилья и отопление по указанному жилому помещению за период в отношении которого заявлены исковые требования в сумме 19 360 рублей 77 копеек ( л.д. 65-69). Из пояснений представителя ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району и истицы в судебном заседании установлено, что истица и её муж имеют общий семейный бюджет, мужу истицы возмещены расходы по оплате жилья и отопления в размере 50%, как Ветерану труда. Согласно представленного расчета размера искового требования следует, что он составлен с учетом выплаченных мужу истицы в счет возмещения расходов по указанным платежам всего за указанный период 6 422 рубля 88 копеек ( л.д. 91,92). Расчет представленный в обоснование заявленного размера указанных средств подлежащих взысканию ответчиками не оспаривается. Таким образом заявленная к взысканию денежная сумма подлежит взысканию в полном размере.
Указанную денежную сумму суд находит подлежащей взысканию с Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области с учетом норм бюджетного законодательства и правового положения ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району. Так согласно Устава ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району следует, что данное Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства социальной защиты населения Амурской области ( Отраслевой орган), который выступает его учредителем ( п. 1.4) собственником имущества Учреждения является Амурская область, от имени которого соответствующие полномочия осуществляет министерство имущественных отношений Амурской области (Уполномоченный орган)( п. 1.5); Учреждение является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней в установленном порядке Уполномоченным органом ( п. 2.1), является юридическим лицом (п. 2.2); основная цель деятельности Учреждения- обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания граждан отдельных категорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Амурской области, на территории муниципального образования ( п. 3.1); Учреждение осуществляет предоставление социальных услуг в том числе мер социальной поддержки граждан включенных в Федеральный регистр по оплате жилья и коммунальных услуг, финансовое обеспечение которых относится к ведению Российской Федерации и Амурской области ( п. 3.2); за учреждением в целях обеспечения его деятельности в соответствии с настоящим Уставом Уполномоченный орган закрепляет в установленном порядке движимое и недвижимое имущество, являющееся государственной собственностью Амурской области ( п. 4.1); деятельность Учреждения финансируется в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством ( п. 4.8), средства выделенные Учреждению из бюджета, могут быть использованы Учреждением исключительно по целевому назначению в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов ( п. 5.8);Учреждение подконтрольно Отраслевому органу и несет ответственность перед последним за соответствии своей деятельности целям создания Учреждения ( п. 8.3), контроль за целевым расходованием средств выделенных из областного бюджета, осуществляет органа государственного финансового контроля ( п. 8.5) ( л.д. 28-42,43). Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст.ст. 115 и 120 ГК РФ. Юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Согласно ст.ст. 1, 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных выше расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Амурской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
На основании изложенного руководствуясь ч. 5 ст. 167, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Магдагачинского района, заявленные в интересах Ориной Н.И., о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области за счет средств казны Российской Федерации, с Министерства финансов Амурской области, с ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району меры социальной поддержки за период с января по май 2010 года, с июля по ноябрь 2010 года в размере 12937 рублей 89 копеек- удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Ориной Н. И. меру социальной поддержки (оплата жилья и отопления) за период с января 2010 года по май 2010 года, с июля 2010 года по ноябрь 2010 года всего в размере 12 937 (Двенадцать тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 89 копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Магдагачинского района о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области за счет средств казны Российской Федерации и с ГБУ Управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району в пользу Ориной Н. И. меры социальной поддержки за период с января 2010 года по май 2010 года и с июля 2010 года по ноябрь 2010 года в размере 12937 рублей 89 копеек- отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня вынесения.
Председательствующий судьяИ.В. Доманова