постановление о прекращении производства по делу об админитсративном правонарушении по ст.24.5 КоАП РФ в отношении ОАО `РЖД`



Постановление

по делу об административном правонарушении

04 октября 2011 года                                                                                    пос. Магдагачи

                                                                                                                      Амурской области

Судья Магдагачинского районного суда Амурской области В.Е. Белоруков,

при секретаре Овчинниковой Т.Н.,

с участием:

старшего помощника сковородинского транспортного прокурора Евдокимова Е.А.,

представителя юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» Башкатова С.И.действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, дом 2,

У с т а н о в и л:

Сковородинский транспортный прокурор своим постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 сентября 2011 года возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», свое постановление прокурор обосновывает следующим: «В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

11 августа 2011 года в 16 часов местного времени Сковородинской транспортной прокуратурой во исполнение п.5 плана работы Сковородинской транспортной прокуратуры на 3 квартал 2011 года с привлечением специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района проведена проверка подготовки в предстоящему отопительному сезону 2011-2012гг. в здании котельной склада топлива Магдагачи.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Трудового Кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Частью 1 статьи 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ст.З Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту -ФЗ «О промышленной безопасности») требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Приложением № 1 к ФЗ «О промышленной безопасности» утвержден перечень опасных производственных объектов, к которым, наряду с другими, относится оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно паспорта парового котла Е-1,0-0,9 РЗ (заводской номер № 9922, регистрационный № К-2724) оборудование, расположенное в здании котельной склада топлива п. Магдагачи, является опасным производственным объектом. Так, расчетное давление парового котла составляет 0, 8 МПа (8 кгс/куб. см, расчетная температура насыщенного пара - 174,5 градусов Цельсия). На момент проверки мероприятий по разоборудованию котла не произведено.

На основании ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий.

Согласно п.7.1.1. Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.06.2003 № 88, стационарные котлы должны устанавливаться в зданиях и помещениях, отвечающих требованиям Строительных Норм и Правил.

Приказом Минтранса РФ от 11 ноября 1992 года № 251 утверждены Правила технической эксплуатации коммунальных отопительных котельных (далее по тексту -Правила).

В силу п. 2.2.1. Правил производственные здания и сооружения котельных должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем длительное надежное использование их по назначению, соблюдение требований санитарно-технических норм и безопасности труда.

Согласно п.2.2.3. Правил контроль за состоянием конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений должен осуществляться путем проведения 2 раза в год (весной и осенью) технических осмотров для выявления дефектов и повреждений, а после стихийных бедствий или аварий - внеочередных осмотров.

В процессе осмотра выявляют причины дефектов и повреждений, проверяют полноту и качество выполнения мероприятий по текущему и капитальному ремонтам. Результаты осмотров оформляются актами или записями в журнале.

При обнаружении во время осмотра деформаций и других дефектов конструкций зданий и оборудования, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности эксплуатации котельной и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

На основании п.2.2.6. Правил строительные конструкции, фундаменты оборудования и сооружений должны быть защищены от попадания на них минеральных масел, пара и воды.

Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии и должен быть установлен систематический контроль за состоянием их защиты (п.2.2.7 Правил).

Согласно п.2.2.17. Правил капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений котельной выполняют по ежегодным календарным планам, утверждаемым руководителями энергетических предприятий.

В нарушение указанных норм закона и Правил в ходе проверки выявлено, что по наружным стенам здания котельной склада топлива Магдагачи выполнены мероприятия по укреплению стен металлическими стяжками, наблюдаются многочисленные трещины по всему периметру здания; по боковому фасаду наблюдается разрушение облицовочного слоя наружной стены из силикатного кирпича. Внутренний слой наружной стены, состоящий из керамического кирпича, имеет трещины, наблюдается выпадение цементного раствора между кирпичами, имеется частичное расслоение кирпича; покрытие кровли имеет многочисленные разрывы, что способствует затеканию осадков через плиты перекрытия. Наблюдается намокание карнизной части наружной стены, что способствует расслоению кирпичной кладки; цокольная часть наружных стен имеет частичные разрушения каменной кладки; отмостка по периметру здания отсутствует.

Согласно материалов проверки владельцем (Свободненским региональным центром Дирекции тепловодоснабжения - филиала ОАО «РЖД») проводились общие весенние осмотры зданий котельной склада топлива Магдагачи, по результатам которых установлено неудовлетворительное состояние несущих стен.

Вместе с тем, в нарушение Правил с 2010 года мер по устранению дефектов не предпринималось.

В связи с изложенным, в котельной склада топлива Магдагачи имеется реальная угроза повреждения элементов котла, разрушение несущих стен здания котельной склад топлива Магдагачи, а значит и угроза здоровью, жизни работников, вред окружающей среде, а также иные негативные последствия.

Таким образом, открытое акционерное общество «Российские железные дороги», продолжая использовать здание котельной склада топлива Магдагачи в нарушение норм промышленной безопасности опасных производственных объектов без проведения капитального ремонта, не только не обеспечивает своим работникам, а также работникам склада топлива Магдагачи, безопасные условия труда, пренебрегает требованиями трудового законодательства РФ в области охраны труда, но также ставит под угрозу безопасное функционирование указанной котельной и склада топлива.

Таким образом, в действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В судебном заседании ст. помощник Сковородинского транспортного прокурора настаивает на том, что в действиях ОАО «РЖД» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и просит суд признать юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения и назначить ему наказание в виде приостановления деятельности на 90 суток.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ не признал и суду пояснил, что котельная склада топлива ст. Магдагачи не является собственностью ОАО «РЖД» и не является промышленно опасным объектом, поскольку паровой котел, который эксплуатировался ОАО «РЖД» в котельной склада топлива ст. Магдагачи был демонтирован в мае месяце 2011 года, с тех пор он не эксплуатируется и эксплуатироваться не будет. Представитель ОАО «РЖД» считает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.

Свидетель Гопцей В.П. суду показал, что она работает мастером Свободненской дирекции тепловодоснабжения на Магдагачинском участке. 1 мая 2011 года котел в котельной склада топлива на ст. Магдагачи потек и его остановили. Сразу же начали его демонтаж. К 15 мая 2011 года этот котел полностью демонтировали и с тех пор его не восстановили и, насколько ему известно, восстанавливать его не планируется. А планируется списание.

Свидетель Потапов В.А. суду показал, что он работает машинистом-кочегаром в Свободненской дирекции тепловодоснабжения. 1 мая 2011 года он в составе бригады приступил к демонтажу котла в котельной склада топлива на ст. Магдагачи. К 15 мая 2011 года котел был демонтирован и с тех пор он не эксплуатируется.

Выслушав заместителя Сковородинского транспортного прокурора, представителя ОАО «РЖД», свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ состоит в том, что виновный нарушает требования: 1)промышленной безопасности. Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Закона о промышленной безопасности). К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. Перечень этих веществ дан в Приложении N 1 к Закону о промышленной безопасности.

К требованиям промышленности безопасности (упомянутым в ч. 1 ст. 9.1) относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации (а также в нормативных технических документах, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, например, Госгортехнадзор России приказом от 21.12.99 N 266 утвердил Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов). Упомянутые требования должны соответствовать Закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Закону об охране окружающей среды, Закону о пожарной безопасности, Трудовому кодексу, законодательству о техническом регулировании, иным нормам в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ст. 3 Закона о промышленной безопасности);

2) условий лицензирования в области промышленной безопасности. При этом нужно знать:

а) правила ст. 6 Закона о промышленной безопасности о том, что деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; ряд других видов деятельности может осуществляться на основании соответствующей лицензии.

При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальные органы одновременно с документами, определяемыми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следующие документы:

акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;

декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта.

В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делается запись об обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. См. также о лицензировании в области промышленной безопасности опасных производственных объектов постановления Правительства РФ N 429 от 14.07.06; N 389 от 22.06.06; N 599 от 12.08.08; N 279 от 16.04.08. См. также приказ Ростехнадзора от 14.12.07 N 858 (этим актом утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности);

б) конкретные требования промышленной безопасности, применяемые к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта, к эксплуатации последнего, к локализации и ликвидации аварий на опасном производстве, порядку осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, порядку расследований аварий и т.п., предусмотрены в ст. 7-12 Закона о промышленной безопасности.

Согласно паспорта парового котла Е-1,0-0,9(заводской №9922, регистрационный номер К-2724), который был установлен в котельной склада топлива на ст. Магдагачи, его расчетное давление составляет 0.8 МПа, расчетная температура пара-174,5 градусов по Цельсию). Таким образом, данный паровой котел относится опасным производственным объектам в силу приложения № 1 к Федеральному Закону «О промышленной безопасности», поскольку является оборудованием, работающим под давлением более 0,07 МПа.

Однако в судебном заседании установлено, что указанный паровой котел был остановлен 1 мая 2011 года и демонтирован 15 мая 2011 года, с тех пор не эксплуатировался. Поэтому как на момент прокурорской проверки, так и на момент возбуждения дела об административном правонарушении в действиях ОАО «РЖД» отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ ( отсутствие объективной стороны административного правонарушения).

Согласно подпункта 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

В соответствии с п.2 с.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Поскольку в действиях юридического лица ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9,29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копию постановления направить ОАО «РЖД» и Сковородинскому транспортному прокурору.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья                                    В.Е.Белоруков