об административном правонарушении в отношении ОАО 'РЖД'



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 июня 2010 года п. Магдагачи

Судья Магдагачинского районного суда Амурской области Волошин О.В.,

при секретаре Деревянной Ю. И.,

с участием:

инспектора отделения ГПН по Магдагачинскому району ГУ МЧС России Симонова А. А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении:

юридического лица - Открытого акционерного общества «Российский железные дороги», юридический адрес местонахождения: г. Москва ул. Новая Басманная 2, юридический адрес филиала ОАО «РЖД» - Забайкальская железная дорога г. Чита ул. Ленинградская 34 (далее ОАО «РЖД»), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

04 июня 2010 года в 15 часов в здании 2-э этажного административно-бытового корпуса детского оздоровительного лагеря «Медвежонок», расположенного по адресу: п. Магдагачи 9-й километр автодороги Магдагачи - Толбузино при проведении проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст.37,38, а именно: - не приведена в исправное состояние автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре в здании административно-бытового корпуса, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.34,98; - в здании 2-э этажного административно-бытового корпуса эвакуационные пути № 1,2 со второго этажа лестничная площадка, ступени лестничных маршей выполнены из горючего материала, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.53; - двери эвакуационных выходов со второго этажа административного бытового корпуса открываются не по направлению выхода из здания, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.52, СНиП 21-01-97* п.6.17; - не соответствует направление открывание второй двери, расположенной на левой стороне запасного эвакуационного выхода в коридор на втором этаже административного бытового корпуса, препятствующей свободной эвакуации людей, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.40; - не соответствует в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности ширина марша лестницы запасного эвакуационного выхода со второго этажа, предназначенного для эвакуации людей, что является нарушением требований СНиП 21-01-97* п.6.29; - противопожарная преграда в коридоре 1-го этажа административного бытового корпуса выполнена из сгораемого материала, что является нарушением требований СНиП 21-01-97* п.5.12, 5.14*; - светильник эвакуационного выхода из котельной административно-бытового корпуса оборудован плафоном закрытого исполнения, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.60. В случае возникновения пожара имеется непосредственная угроза жизни и здоровью людей, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Отделения Госпожнадзора по Магдагачинскому району Симонов А.. А. пояснил: Отделение Госпожнадзора по Магдагачинскому району настаивает на приостановлении деятельности указанного объекта в связи с выявленными нарушения Правил пожарной безопасности.

Представитель ОАО «РЖД» Шаповалов В.Д. в судебное заседание не явился, представил суду телефонограмму согласно которой явиться в судебное заседание не может, просит рассмотрение дела отложить.

Суд, с учетом мнения представитель Органа государственного пожарного надзора пришел к выводу о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, поскольку занятость представителя юридического лица в решении производственных вопросов не исключает возможность участия в деле иных представителей юридического лица.

Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении следует:

согласно п.1.2. положения о детском оздоровительном лагере «Медвежонок» (ст. Магдагачи), утвержденного 18.03.2008 года зам.начальника дороги следует, что детский оздоровительный лагерь находится на балансе Свободненского регионального центра социальной сферы Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» л.д.11-13).

Согласно распоряжения (приказа) гл. государственного инспектора Магдагачинского района по пожарному надзору от 17 мая 2010 года № 70 следует, что в период с 17 мая по 07 июня 2010 года необходимо провести проверку в отношении детского оздоровительного лагеря «Медвежонок» с целью проверки обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, территории объекта надзора. Согласно отметки на определении, указанное определение получено инженером Арефьевой А.А. 24.05.2010 года л.д. 14).

Согласно акта № 70 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 04 июня 2010 года следует, что была проведена плановая проверка детского оздоровительного лагеря «Медвежонок», расположенного по адресу: п. Магдагачи 9-й километр автодороги Магдагачи-Толбузино, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: - не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания спальных корпусов № 2,3, здание клуба, административное одноэтажное здание № 1, здание изолятора, хозяйственный корпус, столовая, что является нарушением требований Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 п.9 таблица 1, п. 38 таблица 3; - не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания спальных корпусов № 2,3, здание клуба, административное одноэтажное здание № 1, здание изолятора, хозяйственный корпус, столовая, что является нарушением требований Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 п. 13 таблица 2; - не приведена в исправное состояние автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре в зданиях пяти спальных корпусов, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 34, 98; - в здании 2-х этажного административно-бытового корпуса эвакуационные пути № 1,2 со второго этажа лестничная площадка, ступени лестничных маршей выполнены из горючего материала, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 53; - двери эвакуационных выходов со второго этажа административного бытового корпуса открываются не по направлению выхода их здания, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 52, СНиП 21-01-97* п. 6.17; - не соответствует направление открывание второй двери, расположенной на левой стороне от запасного эвакуационного выхода в коридор на втором этаже административного бытового корпуса, препятствующей свободной эвакуации людей, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 40; - не соответствует в соответствии норм ширина марша лестницы запасного эвакуационного выхода со второго этажа, предназначенного для эвакуации людей, что является нарушением требований СНиП 21-01-97* п. 6.29; - противопожарная преграда в коридоре 1-го этажа административного бытового корпуса выполнена из сгораемого материала, что является нарушением требований СНиП 21-01-97* п. 5.12-5.14*; - светильник эвакуационного выхода из котельной административно-бытового корпуса не оборудован плафоном закрытого исполнения, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 60; не оборудованы плафонами закрытого исполнения помещение котельной АБК, хозяйственный корпус, сцена в здании клуба, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 60; не все электроустановочные изделия электророзетки и электровыключатели во всех зданиях лагеря установлены на подкладках из несгораемого материала, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ 2006 п. 6.6.30; - не все электрораспределительные коробки во всех зданиях лагеря закрыты крышками, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ 2006 п. 2.1.27; - участки электропроводок осветительной электросети в спальных корпусах № 2, 3, 4, 7 от электрощитов проложены по горючим конструкциям стен, а также аналогично проложены участки электропроводки в здании клуба и силовые кабели в здании столовой, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ 2006 п. 2.1,36; токоведущие части электроустановок осветительной электросети и силовой электросети не проверены на сопротивление изоляции с составлением протоколов проверки, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 57, ПТЭЭП 2007 п. 2.12.17; - не оборудованы имеющиеся углекислотные огнетушители ОУ-5, порошковый огнетушитель ОП-8 раструбами для выхода огнетушащего вещества, что является нарушением требований ППБ 01-03 приложение № 3 п. 17; имеющиеся пожарные шкафы не закреплены, не укомплектованы рукавами и стволами, не опломбированы, неверно указан номер телефона вызова ближайшей пожарной охраны, что является нарушением ППБ 01-03 п. 91, НПБ 151-2000 п. 4.7, 4.15; - наружный противопожарный водопровод не проверен на работоспособность с составлением акта, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 89; - не укомплектован лагерь пожарной мотопомпой, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 31; - не разработаны табели боевых расчётов о действиях добровольно пожарных дружин, что является нарушением требований ст. 13 № 69 - ФЗ от 21.12.1994г., ВППБ 01-01-94 приложение № 3; - обслуживающий персонал не доукомплектован электрическими фонарями, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 55; - обслуживающий персонал зданий лагеря не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые непосредственно должны храниться на рабочем месте обслуживающего персонала, что является нарушением требований ППБ 01-03 п. 129 л.д.16-17).

Согласно предписания № 70 следует, что 04 июня 2010 года отделением государственного пожарного надзора по Магдагачинскому району ГУ МЧС России по Амурской области проведена плановая проверка помещений объектов летнего оздоровительного лагеря «Медвежонок». В целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, было предписано выполнить следующие мероприятия: в срок до 20.06.2010 года - оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации здания спальных корпусов № 2,3, здание клуба, административное одноэтажное здание № 1, здание изолятора, хозяйственный корпус, столовую; - оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания спальных корпусов № 2,3, здание клуба, административное одноэтажное здание № 1, здание изолятора, хозяйственный корпус, столовую; - привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре в зданиях пяти спальных корпусов; - оборудовать светильник эвакуационного выхода из котельной административно-бытового корпуса плафоном, предусмотренным конструкцией светильника, а также подвесить светильник на крючок, а не на провод; - оборудовать плафонами закрытого исполнения помещение котельной АБК, хозяйственный корпус, сцены в здании клуба; - установить все электроустановочные изделия электророзетки и электровыключатели во всех зданиях лагеря на подкладках из несгораемого материала; - закрыть все электрораспределительные коробки во всех зданиях лагеря крышками; - проложить участки электропроводок осветительной электросети в спальных корпусах № 2, 3, 4, 7 от электрощитов по горючим конструкциям стен, а также аналогично проложенные участки электропроводки в здании клуба и силовые кабели в здании столовой по негорючему материалу в коробах, трубах, металлорукаве, по слою асбеста и др. негорючему материалу; - выполнить проверку токоведущих частей электроустановок осветительной электросети и силовой электросети на сопротивление изоляции с составлением протоколов проверки; - оборудовать имеющиеся углекислотные огнетушители ОУ-5, порошковый огнетушитель ОП-8 раструбами для выхода огнетушащего вещества; - закрепить имеющиеся пожарные шкафы к стойкам, укомплектовать рукавами и стволами, опломбировать, указать номер телефона вызова ближайшей пожарной охраны; - провести проверку наружного противопожарного водопровода на работоспособность с составлением акта; - укомплектовать лагерь пожарной мотопомпой. За мотопомпой закрепить моториста, прошедшего специальную подготовку; - разработать табели боевых расчётов о действиях добровольно пожарной дружины и вывесить на видном месте в помещении пожарного поста; - доукомплектовать обслуживающий персонал электрическими фонарями; - обеспечить обслуживающий персонал зданий лагеря индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые непосредственно должны храниться на рабочем месте обслуживающего персонала; - выполнить на всех зданиях лагеря устройства молниезащиты. В срок до 12.07.2010 года- Выполнить в здании 2-х этажного административно-бытового корпуса эвакуационные пути № 1, 2 со второго этажа лестничную площадку, ступени лестничных маршей лестниц из негорючего материала; - выполнить открывание дверей эвакуационных выходов со второго этажа административного бытового корпуса по направлению выхода их здания; - выполнить открывание второй двери, расположенной на левой стороне от запасного эвакуационного выхода в коридор на втором этаже административного бытового корпуса, который препятствует свободной эвакуации людей; - выполнить ширину марша лестницы запасного эвакуационного выхода со второго этажа, предназначенного для эвакуации людей не менее расчётной или не менее ширины дверей эвакуационного выхода; - выполнить противопожарную преграду (перегородку) в коридоре 1-го этажа административного бытового корпуса, выполненную из сгораемого материала с пределом огнестойкости не ниже Е! 45 л.д.18-19).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) отделения государственного пожарного надзора по Магдагачинскому району от 17 мая 2010 года № 70, с 17.05.10г. по 07.06.10г. была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности детского оздоровительного лагеря «Медвежонок», находящегося по адресу: п. Магдагачи 9-й километр Магдагачи-Толбузино. Собственником лагеря является Открытое Акционерное Общество «Российский железные дороги». В ходе проверки обнаружены факты нарушения Правил пожарной безопасности ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС № 313 от 18.06.2003г. (далее Правила) - п. 9,13,17,31,34,38,40,52,53,55,57,60,89,91,98,129.

Согласно положений ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества.

Согласно п. 1,2 Правил пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки 2-х этажного административно-бытового корпуса административным органом установлено, что не приведена в исправное состояние автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре в здании административно-бытового корпуса.

Согласно п.34 Правил, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Согласно п.98 Правил, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

В здании 2-э этажного административно-бытового корпуса эвакуационные пути № 1,2 со второго этажа лестничная площадка, ступени лестничных маршей выполнены из горючего материала.

Согласно п.53 Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в частности, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.

Двери эвакуационных выходов со второго этажа административного бытового корпуса открываются не по направлению выхода из здания.

Согласно п.52 Правил, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

П.6.17 СНиП 21-01-97* предусматривает, что 6.17, двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Кроме того, при проверки было обнаружено, что не соответствует направление открывание второй двери, расположенной на левой стороне запасного эвакуационного выхода в коридор на втором этаже административного бытового корпуса, препятствующей свободной эвакуации людей.

Согласно п.40 Правил, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в частности, производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей.

Кроме того, при проверки было обнаружено, что не соответствует в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности ширина марша лестницы запасного эвакуационного выхода со второго этажа, предназначенного для эвакуации людей,

В соответствии с требованиями п.6.29 СНиП 21-01-97*, ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1; б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.; в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам; г) 0,9 м - для всех остальных случаев.

Кроме того, при проверки было обнаружено, что противопожарная преграда в коридоре 1-го этажа административного бытового корпуса выполнена из сгораемого материала.

В соответствии с требованиями п.5.12,514 СНиП 21-01-97*, противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения пожара и продуктов горения из помещения или пожарного отсека с очагом пожара в другие помещения. Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными.

Кроме того, при проверки было обнаружено, что светильник эвакуационного выхода из котельной административно-бытового корпуса оборудован плафоном закрытого исполнения.

Согласно п.60 Правил, при эксплуатации действующих электроустановок запрещается, в частности, обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из объяснения представителя ОАО «РЖД» Шаповалова В.Д., зафиксированного в протоколе об административном правонарушении № 107 от 04 июня 2010 года, что с протоколом он согласен. Исходя из материалов дела, ОАО «РЖД» является юридическим лицом, судья приходит к выводу о том, что у юридического лица- ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности.

Относится критически к представленным Органом госпожнадзора доказательствам факта нарушения Правил пожарной Безопасности у суда оснований не имеется. На основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к выводу о доказанности вины ОАО «РЖД» в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.

Суд квалифицирует действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу суд, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает признание своей вины в совершенном административном правонарушении, обстоятельств отягчающих административную ответственность предусмотренных ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Из представленных материалов следует, что ранее юридическое лицо ОАО «РЖД» не привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушения Правил пожарной безопасности выявлены в Административно-бытовом корпусе, где находится обслуживающий персонал, а не дети, согласно предписания выданного специализированным государственным органом срок устранение выявленных нарушений Правил пожарной безопасности не наступил, фактических доказательств того, что выявленные нарушения Правил пожарной безопасности не будут устранены в установленный срок суду не представлено, в связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что, что административное наказание менее строгое, чем административное приостановление деятельности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного суд пришел к выводу о возможности назначения юридическому лицу ОАО «РЖД» наказания за совершенное административное правонарушение в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 ( десять тысяч) рублей.

Разъяснить юридическому лицу - ОАО «РЖД», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа необходимо предоставить в суд вынесший постановление. В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок, лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф необходимо уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Амурской области (Главное управление МЧС России по Амурской области г. Благовещенск ул. Пионерская 47);

Налоговый орган: ИНН 2801100184;

Номер счета получателя платежа: 40101810000000010003;

Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск;

БИК: 041012001;

КПП: 280101001;

Код ОКАТО: 10231000000

Код бюджетной классификации: 17711627000010000140 (счет федерального бюджета).

Копию постановления направить юридическому лицу ОАО «РЖД», а также в орган, составивший протокол об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке установленном КоАП РФ через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня вручения его копии.

Судья

Магдагачинского районного суда О.В. Волошин