Дело № 2-1998/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Мальсагова М.А., заявителя ФИО1-В., ФИО2 по <адрес> по доверенности ФИО1 P.M.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 на неправомерные действия ОФМС России по Республике Ингушетия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате конфликта осени 1994 года, ей пришлось покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ФИО1-В. ходатайству, в Миграционной службе Республики Ингушетия ей был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца №н. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявитель систематически проходила переучет в миграционной службе РИ, о чем имеются отметки в удостоверении вынужденного переселенца. В очередной раз, при обращении с заявлением для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем было получено уведомление-отказ ОФМС России по РИ, в связи с пропуском срока обращения с заявлением. Просит суд восстановить срок обращения с заявлением для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, и включить в сводный список вынужденных переселенцев для получения жилья в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе судебного заседания заявитель ФИО7 требования уточнила и просила восстановить срок обращения с заявлением для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
ФИО2 по Республике Ингушетия ФИО8 требования заявителя не признала и просила отказать в их удовлетворении, представила соответствующий письменный отзыв.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 245 ГПК РФ предусматривает, что суд рассматривает дела, возникающие из публично правовых отношений. По заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 21 ноября 2002 года в силу указанных обстоятельств ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1, 4,5,6,7, и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных его статусом. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Согласно вышеуказанному Постановлению статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года, - Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Из п. 21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007 г. N 465 следует, что для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются необходимые документы. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Как усматривается из копии удостоверения вынужденного переселенца, сличенной с оригиналом, №н заявитель является вынужденным переселенцем. Проходила переучет до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в удостоверении имеются отметки, за подписью руководителя и скрепленные печатью.
Как усматривается из уведомления ОФМС России по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю ФИО9 отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с тем, пропустила срок обращения с заявлением для продления статуса вынужденного переселенца.
В ходе судебного заседания ФИО10 пояснила, что она не имела возможности обратиться в ОФМС России по Республике Ингушетия с заявлением для продления статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что выезжала систематически на лечение за пределы республики.
Как установлено в судебном заседании, заявителю по настоящее время не оказана какая-либо государственная помощь или компенсация по восстановлению утраченного жилья и имущества, а также одним из препятствий для обустройства на новом месте жительства для заявителя является отсутствие собственного жилья, в связи, с чем по настоящее время она вынуждена снимать жилье на территории Республики Ингушетия.
Оценивая вышеизложенное, суд установил, что отказ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лишает заявителя, предусмотренных государством социальных гарантий и компенсаций, а также восстановлению нарушенных конституционных прав как вынужденного переселенца.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО12Вагаповны на неправомерные действия ОФМС России по РИ, удовлетворить.
Обязать ОФМС России по Республике Ингушетия восстановить ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в течение десяти дней.
Председательствующий: