на неправомерные действия,



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего федерального судьи Мальсагова М.А., участием заявителей ФИО3, ФИО1, ФИО1-Б.М., ФИО2, представителя ОФМС России по Республике Ингушетия ФИО7,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3, ФИО8 ФИО1, ФИО2 к ОФМС России по Республике Ингушетия на неправомерные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд, с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате военных событий в Чеченской Республике их семье пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ими ходатайству в Миграционную службу Республики Ингушетия в 1994 году им предоставлен статус вынужденного переселенца, выдано удостоверение вынужденного переселенца и они были поставлены на учет в Миграционной Службе Республики Ингушетия. По окончании срока действия статуса вынужденного переселенца они своевременно проходили переучет в Миграционной службе Республики Ингушетия, о чем у них в удостоверении вынужденного переселенца № №н, № имеются отметки о продлении статуса. Недавно им стало известно, что они утратили статус вынужденного переселенца. На их обращение получен ответ из ОФМС России по РИ, согласно которому им отказано в продлении срока действия статуса, ссылаясь на то, что они утратили статус вынужденного переселенца в связи с тем, что в 2001 году они получили компенсацию в размере 130 тысяч рублей. В 2001 году ФИО3 действительно получила компенсацию за утраченное жилье в размере 130 тысяч рублей, однако данная сумма в силу ее незначительности не могла решить проблему жилищного обустройства их семьи. В настоящее время они проживают в домовладении по найму и собственного жилья не имеют. Просят суд обязать ОФМС России по Республике Ингушетия восстановить им срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

В ходе судебного заседания заявители требования поддержали и просили удовлетворить по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель ОФМС России по Республике Ингушетия ФИО7 требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из уведомления ОФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявителям ФИО3, ФИО1, ФИО1-Б.М., ФИО2 отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что они получили компенсацию в размере 130 тысяч рублей, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно».

Как усматривается из копий удостоверений вынужденных переселенцев, сличенных с оригиналами за № №н, № на имя ФИО3, ФИО1 Магомед - Башира Магометовича, ФИО1, ФИО2 заявители являются вынужденными переселенцами. Систематически проходили переучет, о чем в удостоверении имеются отметки, за подписью руководителя и скрепленные печатью.

В ходе судебного заседания судом установлено, что у заявителей собственного жилья нет, в настоящее время они проживают в домовладении по найму

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 21 ноября 2002 года в силу указанных в ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1, 4,5,6,7, и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных его статусом. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

Согласно вышеуказанному Постановлению статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Упомянутое выше положение закона предусматривает предоставление лицу, признанному вынужденным переселенцем по меньшей мере, минимального уровня правовых, социальных и экономических гарантий, установленных статьей 7 данного закона.

Между тем, лишение статуса вынужденного переселенца только по основаниям оказания частичной денежной помощи, которая реально не покрывает расходы, связанные с его обустройством на новом месте жительства, влечет за собой невозможность реализации и иных установленных законом прав.

Решением Верховного суда РФ от 29 апреля 2002 года п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республики, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.04.1997 года № 510, признан незаконным и недействующим. Данное решение кассационная коллегия ВС РФ оставила без изменения. Как следует из решения, предусмотренный Порядком размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости, поэтому снятие лиц с очереди на улучшение жилищных условий в связи с получением ими компенсации противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права этих граждан.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, в случаях установленных ст. 56 ЖК РФ.

Получение гражданами компенсаций за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания.

При таких обстоятельствах, когда п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, признан незаконным и недействующим, а полученная заявителями компенсация не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает им возможности приобрести другое жилье по новому месту жительства, требование заявителей о признании неправомерными действий ОФМС РФ по РИ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО3, ФИО9 ФИО1, ФИО2 к ОФМС России по <адрес> на неправомерные действия, удовлетворить.

Обязать ОФМС России по РИ восстановить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, ФИО1 Магомед-Баширу Магометовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для обращения с заявлением о признании вынужденным переселенцем.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: