Дело № 2-397/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2011 года г. Назрань
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего федерального судьи Мальсагова М.А., с участием заявителя ФИО3, представителя ОФМС России по Республике Ингушетия по доверенности ФИО6,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 на неправомерные действия ОФМС России по Республике Ингушетия,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд, с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате боевых действия осени 1994 года в Чеченской Республике ему пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству ему предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца. По окончании срока действия систематически проходил переучет. В очередной раз при обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца получил отказ, в связи с тем, что пропущен срок перерегистрации. Просит суд признать действия ОФМС России по Республике Ингушетия незаконными, обязать ОФМС России по Республике Ингушетия восстановить ему статус вынужденного переселенца.
В ходе судебного заседания заявитель требования уточнил и просил обязать ОФМС России по Республике Ингушетия продлить ему срок действия статуса вынужденного переселенца и включить его в сводный список на получение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации».
Представитель ОФМС России по Республике Ингушетия по доверенности ФИО6 требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как усматривается из копии уведомления ОФМС России по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №, сличенной с оригиналом, заявителю отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, так как он с 2006 года не обрушался с заявлением о продлении срока действия статуса в связи, с чем утратил статус вынужденного переселенца.
Как усматривается из копии удостоверения вынужденного переселенца, сличенной с оригиналом, № на имя ФИО3 заявитель является вынужденным переселенцам. Систематически проходил переучет, о чем в удостоверении имеются отметки, за подписью руководителя и скрепленные печатью.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в силу указанных в ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1, 4,5,6,7, и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных его статусом. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, - Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Из п. 21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N465 следует, что для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются необходимые документы. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Между тем, в ходе судебного заседания заявитель пояснил, что не имел возможности обратиться в ОФМС России по Республике Ингушетия с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что выезжал на иногороднее лечение с матерью. В материалах дела имеется Заключение консультативным больным в Республиканском онкологическом диспансере <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому больная ФИО2, 1936 года рождения, наблюдается в РОД РИ с ДД.ММ.ГГГГ, за больной матерью ухаживает сын ФИО3, 1964 года рождения, выезжает с ней на иногороднее лечение (ГУ РОНЦ им. ФИО7 РАМН). Таким образом заявителем пропущен срок обращения с заявлением в ОФМС России по Республике Ингушетия о продлении статуса по уважительной причине.
Кроме того, в судебном заседании установлено, заявителю по настоящее время не оказана какая-либо государственная помощь или компенсация по восстановлению утраченного жилья и имущества, а также одним из препятствий для обустройства на новом месте жительства для заявителя является отсутствие собственного жилья, в связи, с чем по настоящее время он вынужден снимать жилье на территории Республики Ингушетия.
Оценивая вышеизложенное, суд установил, что отказ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лишает заявителя, предусмотренных государством социальных гарантий и компенсаций, а также восстановлению нарушенных конституционных прав как вынужденного переселенца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО3 на неправомерные действия ОФМС России по Республике Ингушетия, удовлетворить.
Обязать ОФМС России по Республике Ингушетия продлить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок действия статуса вынужденного переселенца и включить его в сводный список на получение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 08 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда РИ Мальсагов М.А.