продление срока действия статуса вынужденного переселенца



дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Магасский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи ФИО5,

с участием заявительницы Бадиевой М.А.,

ФИО2 заинтересованного лица ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО1 на неправомерные действия ОФМС России по РИ,

УСТАНОВИЛ:

Заявительница обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что она является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики. В настоящее время миграционная служба отказывает ей в продлении срока действия статуса, со ссылкой на получение компенсации. Считая данный отказ незаконным, просит признать действия ОФМС РФ по РИ неправомерными и обязать ОФМС России по РИ продлить ей статус вынужденного переселенца.

В судебном заседании заявительница уточнила свои требования и просила обязать продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики.

ФИО2 по РИ ФИО4 просила отказать в удовлетворении требований заявительницы в связи с пропуском срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и получением компенсации.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из письма ОФМС России по РИ, имеющегося в материалах дела, следует, что заявительнице отказано в продлении срока действия статуса ввиду получения ею в 2003 году компенсации в размере 136 тысяча рублей.

Согласно п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Вместе с тем, согласно п.3 ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца только в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Кроме этого, согласно п.27 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N465, ФМС России или территориальный орган принимает решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем. Решение принимается территориальным органом не позднее дня установления им этого факта.

В ходе судебного заседания не установлено каких-либо доказательств умышленного сообщения заявительницей ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, послуживших основанием для признания их вынужденными переселенцами.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, заявительница является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до ДД.ММ.ГГГГ, компенсация за утраченное жилье и имущество в ЧР заявительницей получена в 2003 году в размере 136000 рублей.

Из п.19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что граждане получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.

Однако п.19 указанного Порядка решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим.

Также п.19 указанного Порядка исключен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с его несоответствием жилищному законодательству.

Следовательно, не имеет юридической силы и п.9 «Порядка ведения сводных списков вынужденных переселенцев…», утвержденного приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Более того, получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить, по мнению суда, основанием для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.

Компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в указанном размере не могла решить проблему жилищного обустройства

заявительницы в силу своей незначительности, более того полученная компенсация не предполагает полного возмещения его стоимости, следовательно, заявительница лишена возможности обеспечить себя жилым помещением по установленным нормам на полученную сумму компенсации.

Из изложенного следует, что доводы миграционного органа о необходимости отказать в требованиях в связи с получением вышеуказанной компенсации, являются несостоятельными.

В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Также суд приходит к выводу об обоснованности требований заявительницы ввиду того, что она с 30 июня по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении (справка от ДД.ММ.ГГГГ) и считает возможным ввиду ее состояния здоровья признать причину пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца уважительной.

Каких-либо возражений или доказательств опровергающих обстоятельство того, что заявительница по уважительной причине пропустила срок обращения в миграционную службу, ФИО2 в ОФМС РФ по РИ в судебном заседании не представлено.

При таких обстоятельствах требования заявительницы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ОФМС России по <адрес> продлить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья Магасского р/суда РИ ФИО5