взыскание талонов на проезд



<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

12 июля 2010 года         Дело № 2-2057\10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи                                                         Свиридовой С.А.

при секретаре                                                                                                          Троицкой В.В.

с участием истица                                 Саакян В.Н.

представителя ответчика                               Кушнир А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 12 июля 2010 г. гражданское дело по иску Саакян Валерия Николаевича к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Магадане о предоставлении специальных проездных талонов для приобретения билетов к месту проведения отпуска и обратно.

УСТАНОВИЛ:

         Саакян Валерий Николаевич обратился в Магаданский городской суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области о возложении обязанности предоставить талоны, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно.

         В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем трудовой пенсии по старости с 2008 года, с указанного времени не работает. 10.06.2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении специальных талонов, обеспечивающих проезд до г. Сочи Краснодарского края и обратно. Ответчиком 11.06.2010 года дан письменный ответ, в котором отказано в предоставлении специальных талонов, по причине не предоставления документов, подтверждающих место отдыха, таких как путевки, курсовки или иные документы, являющиеся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. С указанным решением истец не согласен, просит обязать ответчика предоставить талоны, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно.

         В судебном заседании истец на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивал.

         Представитель ответчика просил в иске отказать, указал, что при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации истцом не представлены необходимые документы, подтверждающие цель поездки, не соблюдены положения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, не предоставлены сведения о наличии путевки, курсовки и т.п.

         Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

          В соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года      № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Согласно Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г.

Заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.

Специальный талон (направление) гарантирует транспортной организации оплату территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации стоимости проездных документов, выдаваемых указанному в специальном талоне (направлении) лицу для следования в соответствующий пункт назначения и обратно.

Таким образом, неработающий гражданин, являющийся получателем пенсии, проживающий в районах Крайнего Севера имеет право, обратившись в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане, на компенсацию оплаты проезда к месту отдыха один раз в два года. Компенсация может быть произведена в виде предоставления проездных документов.

Как следует из представленных суду документов, Саакян Валерий Николаевич с 2008 года не работает, является пенсионером, что подтверждается пенсионным удостоверением , по состоянию на 21 июня 2010 года в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.

       Причиной к отказу в предоставлении компенсации виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, послужило не предоставление Саакяном В. Н. документов, являющихся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где будут предоставлять услуги по организации отдыха. Иных причин, препятствующих предоставлению проездных документов, ответчик не указал.

        Вместе с тем, при обращении к ответчику истец указал место отдыха. В судебном заседании пояснил, что просит предоставить возможность проезда к самостоятельно организованному месту отдыха, намерен провести отпуск в г. Сочи.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 февраля 2006 года № 38-О «По запросу Думы Таймыр (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений п. 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно его преамбуле, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Вместе с тем, по смыслу названной статьи, решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.

Таким образом, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176), не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

       При данных обстоятельствах, законных оснований для отказа в удовлетворении просьбы Саакяна В. Н. не имелось. Исковое заявление основано на положениях закона, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

       Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в размере, установленном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

       Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 200 рублей.     

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области обязанность предоставить Саакян Валерию Николаевичу специальные талоны для приобретения проездных билетов к месту использования отпуска до г. Сочи Краснодарского края и обратно.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 200 рублей.

     Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Установить срок изготовления мотивированного решения суда - 16 июля 2010 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                                                                                                  Свиридова С.А.