Дело № 2-2040\10 02 июля 2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд Магаданской области В составе председательствующего судьи- Свиридовой С.А., при секретаре Кожуховой Т.Ю., с участием: заявителя Проходного А.А., представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Магаданской области Стального В.С., в отсутствие представителя заинтересованного лица УВД по Магаданской области, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане гражданское дело по заявлению Проходного Александра Александровича об оспаривании решения призывной комиссии г.Магадана от 26 апреля 2010 г. о призыве на военную службу, признании права на отсрочку от призыва на военную службу, суд УСТАНОВИЛ: Проходной А. А. обратился в Магаданский городской суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии г. Магадана от 26 апреля 2010 г. о его призыве на военную службу и о признании права на отсрочку, ссылаясь на наличие права на отсрочку от призыва, по п. З ч.1 ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ, поскольку он с 2003 года до настоящего времени является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации. До начала рассмотрения дела, по заявлению представителя Военного комиссариата Магаданской области, в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, произведена замена заинтересованного лица - Военного комиссариата г. Магадана на Военный комиссариат Магаданской области, в состав которого с 01.01.10 г. вошел отдел по г. Магадану. В судебном заседании заявитель требования поддержал. Представитель заинтересованного лица - Военного комиссариата Магаданской области полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку до призыва 2010 года заявителю отсрочка не предоставлялась, а с 01.01.08 г. редакция п. 3 ч.1 ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ изменена и в настоящее время заявитель правом на отсрочку не обладает. Представитель заинтересованного лица - УВД по Магаданской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Представил суду письменный отзыв, в котором полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя УВД по Магаданской области. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд установил следующее. В соответствии со ст.ст.254, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно ч.7 ст.28 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Заявитель, 1986 г.рождения, в 2003 году поставлен на воинский учет в Военном комиссариате Сусуманского района Магаданской области. Дипломом серии <данные изъяты> № от 29.12.05 г. подтверждается, что заявитель прошел курс среднего профессионального обучения в Дальневосточном юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Как следует из представленных документов, 29.08.03 г. заявителю присвоено специальное звание - рядовой милиции. 01.09.05 г. заявитель зачислен на службу в УВД г. Магадана, в настоящее время проходит службу в должности старшего инспектора ОБ ДПС ГИБДД УВД по Магаданской области. 30 октября 2009 года заявителю присвоено специальное звание - старший лейтенант милиции. Решением призывной комиссии г. Магадана от 26.04.2010 г. заявитель призван на военную службу. Вопросы предоставления отсрочки от призыва на военную службу урегулированы ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ, в которую с 01.01.08 г. внесены изменения. Согласно п.3 ч.1 ст.24 в редакции, действовавшей до 01.01.08 г., отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях. Поскольку заявитель удовлетворял условиям п.3 ч.1 ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ в названной редакции, ему должна была быть предоставлена отсрочка от призыва, однако, несмотря на наличие права, решение органов Военного комиссариата Магаданской области о предоставлении отсрочки в отношении заявителя не принималось. Законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 06.07.06 г. № 104-ФЗ, п.3 ч.1 ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» изложен в новой редакции: отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Согласно п.2 ст.7 Закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 06.07.06 г. № 104-ФЗ, редакция вступила в законную силу 01.01.08 г. Однако, ст.5 Закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 06.07.06 г. № 104-ФЗ установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Таким образом, заявитель пользуется отсрочкой и после 01.01.08 г., поскольку он продолжает службу в органах внутренних дел. В 2010 году заявитель проходил призывные мероприятия, однако решение о предоставлении ему отсрочки вновь не было принято. Из формулировки ч.1 ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ следует, что какое-либо заявление о предоставлении отсрочки по п.3 ч.1 ст.24 этого закона от призывника не истребуется, а вопрос решается органами Военного комиссариата на основании документов личного дела. Как следует из положений п.п.7, 35 Положение о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.06 г. № 719, персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами. Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям. Таким образом, органом, осуществляющим воинский учет в отношении заявителя является Военный комиссариат Магаданской области, на которого возлагались обязанности правильного ведения учета, в том числе своевременного предоставления отсрочек. Осведомленность органов Военного комиссариата о праве заявителя на отсрочку от призыва подтверждается списками призывников, проходящих службу в УВД г. Магадана за 2007, 2008, 2009, 2010 г.г., в которых поименован и Проходной А.А. как лицо, проходящее службу в органах УВД. Направление таких списков предусмотрено абз.2 п.35 Положения о воинском учете. Несмотря на своевременное извещение органов Военного комиссариата Магаданской области о возвращении заявителя после окончания обучения в г.Магадан и поступлении его на службу в УВД г.Магадана, вопрос о предоставлении ему отсрочки не решен. В настоящем судебном заседании представитель Военного комиссариата ссылается на то, что у комиссариата не было полномочий решать вопрос об отсрочке, поскольку заявитель не состоял ни на общем, ни на специальном воинском учете. Суд полагает такой довод несостоятельным. Отсутствие заявления гражданина о постановке на воинский учет не является препятствием для такой постановки при установлении органами Военного комиссариата необходимых и достаточных данных о нем. Такой вывод следует и из положений п.а ч.1 ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ, предоставляющего возможность призыва на военную службу как лиц, состоящих на воинском учете, так и не состоящих, но обязанных состоять на учете. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у Военного комиссариата Магаданской области достаточных данных для постановки заявителя на воинский учет и рассмотрения вопроса о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу как в 2009, так и в 2010 году. Право заявителя на отсрочку от призыва нашло свое подтверждение в судебном заседании. В соответствии с ч.2 ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ призыву на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. В соответствии с ч.1 ст.28 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Поскольку вопрос о предоставлении отсрочки заявителю не разрешен, хотя должен был быть разрешен, решение призывной комиссии г.Магадана от 26 апреля 2010 г. о призыве заявителя на военную службу противоречит п.3 ч.1 ст.24 и ч.2 ст.22, ч.1 ст.28 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ, поэтому требования заявителя о признании решения о призыве незаконным подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.3 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. В целях реализации настоящего решения, суд считает необходимым возложить на Военный комиссариат Магаданской области обязанность сообщить в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в Магаданский городской суд о результатах рассмотрении вопроса о предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу. Дополнительно заявителем заявлены требования о признании его права на отсрочку от призыва на военную службу. В соответствии с ч.1 ст.28 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ, решение вопроса о наличии или отсутствии оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу находится в компетенции призывной комиссии. До настоящего времени вопрос о предоставлении заявителю отсрочки призывной комиссией не разрешался, что суд оценивает как отсутствие в настоящее время спора о праве на отсрочку. Поэтому требования о признании права заявителя на отсрочку от призыва на военную службу заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат. От уплаты государственной пошлины заинтересованные лица по настоящему делу освобождены на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Признать решение призывной комиссии г.Магадана от 26 апреля 2010 г. о призыве на военную службу Проходного Александра Александровича незаконным. Обязать Военный комиссариат Магаданской области сообщить в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в Магаданский городской суд о результатах рассмотрении вопроса о предоставлении Проходному Александру Александровичу отсрочки от призыва на военную службу. В удовлетворении требований Проходного А.А. о признании права на отсрочку от призыва на военную службу отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения суда - 07 июля 2010г. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Свиридова С.А.