Дело № 2-2934/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ город Магадан 10 сентября 2010 года В составе: председательствующего судьи Марковой О.Ю. при секретаре Згерской О.В. с участием: представителя Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана - Якимовой Т.Ю., действующего на основании доверенности от №, представителя мэрии г. Магадана- Кваша Т.Н., действующего на основании доверенности №, в отсутствие: заявителя - Панкратовой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2010 года в городе Магадане гражданское дело по заявлению Панкратовой ФИО к Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана о признании отказа главы Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана от 31 мая 2010 г. № 141 в регистрации в муниципальной квартире по адресу: г. Магадан п. Уптар <адрес> незаконным, УСТАНОВИЛ: Панкратова Т.Е. в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в Магаданский городской суд с заявлением о признании отказа главы Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана от 31 мая 2010 г. в регистрации в муниципальной квартире по адресу: г. Магадан <адрес> незаконным, указав в обоснование требований, что на основании постановления главы Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана от <дата> № заявителю выдан ордер № на состав семьи 4 человека на право занятия жилплощади по адресу: г. Магадан <адрес>. В последующем муж заявителя прекратил право пользования указанной жилой площадью в связи с расторжением брака с заявителем. 31 октября 2007 г. заявитель временно снялась с регистрационного учета из квартиры и прописалась по адресу проживания мужа ФИО в служебной квартире по адресу: <адрес>. Спорной квартирой заявитель на протяжении всего этого времени пользовалась и продолжает пользоваться в настоящее время, в ней находятся личные вещи заявителя, который продолжает оплачивать коммунальные платежи. <дата> ФИО был выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека, в том числе заявителя. В соответствии с обязательством о сдаче (передаче) жилого помещения служебная квартира была освобождена в двухмесячный срок с даты реализации государственного жилищного сертификата. 31 мая 2010 г. заявитель обратилась в Территориальную администрацию поселка Уптар г. Магадана с заявлением о получении разрешения на регистрацию в спорной муниципальной квартире. В ответе на данное заявление глава администрации указал, что на основании ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом и длительным отсутствием регистрации по адресу: <адрес> договор социального найма указанного жилого помещения считается расторгнутым с <дата>, со дня выезда». По мнению заявителя отказ нарушает его право на жилище, является необоснованным и противоречит требованиям законодательства. Просит суд признать незаконным отказ главы Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана от <дата> № в регистрации в муниципальной квартире по адресу: г. Магадан <адрес> отменить его, обязав главу Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана дать разрешение на регистрацию в квартире. Определением Магаданского городского суда от <дата> в качестве заинтересованного лица привлечена мэрия г. Магадана. В судебном заседании заявитель участия не принимал о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и руководствуясь статьей 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя. Представитель Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана возражал против удовлетворения требований, дополнительно суду пояснив, что заявителем пропущен срок для обращения в суд. Кроме того, пояснил, что имеется спор о праве пользования спорным жилым помещением, который не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Представитель мэрии г. Магадана также полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ГПК РФ для обращения в суд. При обращении с заявлением с просьбой дать разрешение на регистрацию заявителем не представлены документы, установленные действующим законодательством, в том числе документы, подтверждающие право пользования спорным жилым помещением. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 (с изменениями и дополнениями) к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Как установлено в судебном заседании, квартира <адрес> г. Магадана является муниципальной собственностью и была получена заявителем <дата> на основании ордера № (л.д. 8). Совместно с заявителем в спорное жилое помещение были вселены муж ФИО, дочь ФИО и сын ФИО. В настоящее время в квартире в поднайм зарегистрирован ФИО 31 октября 2007 г. заявитель была снята с регистрационного учета в указанной квартире, и зарегистрирована по адресу: <адрес>. 13 мая 2010 г. заявитель обратился к главе Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана с заявлением о регистрации по адресу: г. Магадан <адрес>. Согласно письму Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана № 141 от 31 мая 2010 г., администрация не правомочна дать разрешение на регистрацию заявителя в муниципальной квартире № <адрес> Также сообщалось, что заявитель и члены его семьи выехали в другое постоянное место жительства, препятствий в пользовании указанным жилым помещением заявителю и членам его семьи не чинилось. Кроме того, со ссылкой на п. 3 ст. 83 ЖК РФ администрация указала, что в связи с выездом и длительным отсутствием регистрации договор социального найма считается расторгнутым с <данные изъяты>, со дня выезда (л.д. 12). В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 3 ФЗ от 25.06.1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20.09.2007 г. N 208. Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Пунктом 6 Приказа установлено, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда. Аналогичное нормативное положение закреплено в Перечне лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220). Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица. Между тем, как усматривается из представленного в материалы дела Положения о территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана, утвержденного постановлением мэра г. Магадана от 05.05.2006 г. № 731, глава Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана к числу таких лиц не относится. Судом установлено, и подтверждается должностной инструкцией, утвержденной директором МУП г. Магадана «Соколовское ЖКХ» ФИО 05.11.2003 г., что функции по регистрации и снятию граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства возложены на паспортиста МУП «Соколовское ЖКХ». При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что глава Территориальной администрации пос. Уптар г. Магадана не имеет полномочий по выдаче разрешений на регистрацию по месту жительства. То обстоятельство, что заявитель ранее был зарегистрирован в спорном жилом помещении, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора. Требования к комплекту документов, представляемых на регистрацию по месту жительства, установлены п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 и п. 15 Административного регламента. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов. Судом установлено, что при обращении к главе Территориальной администрации пос. Уптар г. Магадана Панкратовой Т.Е. документы, необходимые для регистрации по месту жительства, представлены не были. При этом действующим законодательством не предусмотрено такое самостоятельное юридически значимое действие как выдача разрешения на регистрацию в муниципальном жилом посещении выдаваемое главой Территориальной администрации пос. Уптар. Кроме того, анализ письма № 141 от 31 мая 2010 г. показывает, что оно не содержит отказа в регистрации по месту жительства, поскольку Территориальная администрация пос. Уптар не правомочна дать такое разрешение, в нем обращено внимание заявителя на то обстоятельство, что договор найма указанного жилого помещения считается расторгнутым с <дата>, со дня выезда. При этом из содержания заявления также следует, что по существу имеет место спор о праве на жилое помещение, что недопустимо по правилам главы 25 ГПК РФ. Вместе с тем, заявителем не заявлялось требований, связанных с правом пользования спорным жилым помещением, и они предметом рассмотрения по данному делу не являлись. В связи с чем, заявитель не лишен правовой возможности обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд в установленном законом порядке. Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 указано, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Из содержания ч. 4 ст. 258 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В ходе рассмотрения настоящего дела, судом установлено, что глава Территориальной администрации пос. Уптар г. Магадана действовал в пределах предоставленных ему полномочий, права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению им прав и свобод не созданы, какая-либо обязанность не законно не возложена. Кроме того, в судебном заседании также исследовался вопрос о пропуске срока обращения с заявлением, установленного ст. 256 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В силу разъяснений, содержащихся в п. 24 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судам и дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 5 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Как установлено в судебном заседании и следует из текста заявления, заявитель оспаривает отказ в государственной регистрации по месту жительства № 141 от 31 мая 2010 г. Заявление направлено в суд 01 сентября 2010 г., что подтверждается почтовым штемпелем (л.д. 19). Из содержания ст. 107, 108 ГПК РФ следует, что течение процессуального срока начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, при этом процессуальное действие должно быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Следовательно, заявителем не пропущен срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд. Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания незаконными отказа главы Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана от 31 мая 2010 г. № 141 в регистрации в муниципальной квартире по адресу: г. Магадан <адрес> не имеется, и это обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Руководствуясь статьями 194-199, 256-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований заявления Панкратовой ФИО к Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана о признании отказа главы Территориальной администрации поселка Уптар г. Магадана от 31 мая 2010 г. № 141 в регистрации в муниципальной квартире по адресу: г. Магадан <адрес> незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда. Установить день изготовления мотивированного решения суда - 15 сентября 2010 г. Председательствующий Маркова О.Ю. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>