Дело № 2-2978/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ город Магадан 10 сентября 2010 года В составе: председательствующего судьи Марковой О.Ю. при секретаре Згерской О.В. прокурора Егоровой Н.Н. с участием: заявителя - Рыжова И.В., представителей Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа: председателя избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» Фролова В.П., Разумкова А.В., действующего на основании доверенности от 06.09.2010 г., Гришенко Ю.Л., действующей на основании доверенности от 06.09.2010 г., представителя мэрии г. Магадана - Разумкова А.А., действующего на основании доверенности от 30.12.2009 г., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2010 года в городе Магадане гражданское дело по заявлению Рыжова ФИО о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 28 от 05 сентября 2010 г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28» незаконным, УСТАНОВИЛ: Рыжов И.В. обратился в Магаданский городской суд с заявлением о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 28 от 05 сентября 2010 г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28» незаконным. Заявление мотивировано тем, что заявитель не смог по запросу получить копии подписных листов, поэтому был лишен возможности досконально проверить законность в отказе регистрации в качестве кандидата. Просит суд признать незаконным указанное решение, зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28. В судебном заседании заявитель поддержал требования заявления, суду пояснил, что избирательная комиссия отказала ему в выдаче копий подписных листов, поэтому ее решение об отказе в регистрации заявителя кандидатом в Магаданскую городскую думу является незаконным. Представители окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 полагал требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснили, что, во-первых, заявитель не обращался в избирательную комиссию с заявлением о выдаче подписных листов, а, во-вторых, выдача копий подписных листов действующим законодательством не предусмотрена. Представитель мэрии г. Магадана также полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку при вынесении обжалуемого решения, действующее законодательство избирательной комиссией не нарушено. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему. Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, согласно Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18). Согласно статьям 3 (часть 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации свободные выборы наряду с референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа; граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Эти положения реализуются прежде всего (в силу статьи 71, пункт "в", Конституции Российской Федерации) путем соответствующего законодательного регулирования, устанавливающего конкретное содержание избирательных прав, основные гарантии их осуществления, а также принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. В соответствии с п. 1 ст. 33, п.п. 1 и 4 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями), ст. 13,14 Закона Магаданской области "О муниципальных выборах в Магаданской области" № 772-ОЗ от 05.12.2006 г. (с изменениями и дополнениями) регистрация кандидатов в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в их поддержку. В соответствии с п. п. 1 и 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа устанавливается законом. В силу п. 17 ст. 2 названного Федерального закона под "законом" понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Из содержания ст. 14 Закона Магаданской области "О муниципальных выборах в Магаданской области" № 772-ОЗ от 05.12.2006 г. (с изменениями и дополнениями) следует, что окружная избирательная комиссия муниципального образования в течение семи дней со дня приема подписных листов проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии, членов избирательной комиссии муниципального образования, работников аппарата избирательной комиссии муниципального образования, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Частями 1, 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями) установлено, Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В подпункте «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями)в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата предусмотрено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 22 июля 2010 г. № 54/191 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Магаданской городской Думы пятого созыва возложены окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 28 на избирательную комиссию муниципального образования «Город Магадан». Заявитель Рыжов И.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 28, в числе других документов, предусмотренных законом, представил в окружную избирательную комиссию подписные листы с 59 подписями избирателей, поданных в поддержку его выдвижения. Решением от 05 сентября 2010 г. № 04/04 окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 28 отказала Рыжову И.В. в регистрации кандидатом в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва на основании недостаточного количества представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 13 Закона Магаданской области число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Из представленного в материалы дела решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 28 июля 2010 г. № 55/200 следует, что по одномандатному избирательному округу № 28 зарегистрировано 2700 избирателей. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата определено в количестве 54, но не более 59. В решении Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 13.08.2010 г. № 57/210 указано, что проверке подлежат все представленные подписи, необходимые для регистрации кандидата. Протоколом проверки № 80 полноты и правильности данных, представленных кандидатом в депутаты Магаданской городской думы Рыжовым И.В. от 02.09.2010 г. подтверждается, что заявитель представил в избирательную комиссию 6 подписных листов с 59 подписями. Аналогичное количество подписей указано в Подтверждении о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты Магаданской городской думы пятого созыва. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 02 сентября 2010 г., ведомостей по подсчету и проверке подписных листов из числа подписей признаны недействительными 13 подписей, недостоверной - 1 подпись, а всего 14 недействительных и недостоверных подписей, по основаниям, установленным п. 7 ст. 14 и подп. 2, 5 п. 8 ст. 14 Закона Магаданской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 05.12.2006 № 772-ОЗ. Отказывая Рыжову И.В.. в регистрации кандидатом в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28, окружная избирательная комиссия № 28 в решении от 05 сентября 2010 года № 04/04 указала, что из представленных 59 подписей признаны недействительными в результате проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях 14 подписей или 24%. Из справки эксперта от 01 сентября 2010 г. следует, что при проверке подписей и цифровых записей в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты Магаданской городской думы 5-го созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Рыжова И.В. установлено, что в подписном листе, пронумерованном под цифрой 5, подписи от имени ФИО во 2-ой строке и от имени ФИО в 3-ей строке выполнены одни лицом. В подписном листе, пронумерованном под цифрой 6, цифровые рукописные записи в столбце «Дата проставления подписи» в 1-ой строке «ФИО» и во 2-ой строке «ФИО» выполнены одним лицом. Указанные выводы подтверждены в судебном заседании специалистом ФИО Заявитель Рыжов И.В. в судебном заседании также пояснил, что по состоянию здоровья ФИО не могла заполнить подписной лист, который был заполнен ее супругом во всех графа, за исключением графы «подпись». Из пояснений представителей окружной избирательной комиссии следует, что недостоверность 13 вышеуказанных подписей выявлена с использованием государственной автоматизированной системы «Выборы», правомерность использования которой установлена ФЗ РФ от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации Выборы». Действительно, ст. 5 ФЗ РФ от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации Выборы» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 292-ФЗ) определено, что ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на территории Российской Федерации и применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Из содержания ст. 11 вышеназванного закона следует, что системный администратор организует и осуществляет работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Системные администраторы, обеспечивающие эксплуатацию комплексов средств автоматизации в избирательных комиссиях, комиссиях референдума субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, являются работниками информационных центров избирательных комиссий субъекта Российской Федерации и государственными служащими субъекта Российской Федерации. Согласно справке консультанта информационного центру Избирательной комиссии Магаданской области - системного администратора Магаданской ТИК ФИО от 02.09.2010 г., проверка сведений и подписных листах кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 28 Рыжова И.В. показала, что: - в подписном листе № 1 строке № 5 указанное лицо не зарегистрировано на территории Магаданской области; - в подписном листе № 1 строке 7 в колонке «Год рождения» указано «1977» вместо «1974»; - в подписном листе № 2 строке № 1 в колонке «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указано «4402 117945» вместо «4402 117947»; - в подписном листе № 3 строке 1 в колонке «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указано «4402 083124» вместо «4402 083214»; - в подписном листе № 4 строке № 7 сведения и подпись лица соответствуют сведениям и подписи лица в подписном листе № 1 строке 9; - в подписном листе № 5 строке № 1 в колонке «Адрес места жительства» указано «Гагарина, 7 кв. 8» вместо «Гагарина 18 кв. 47»; - в подписном листе № 5 строке 6 в колонке «Фамилия, имя, отчество» указано «Капыл» вместо «Копыл»; - в подписном листе № 5 строке № 7 в колонке «Адреса места жительства» указано «Гагарина 15-17» вместо «Гагарина 17-15»; - в подписном листе № 6 строке 2 указанное лицо не зарегистрировано на территории Магаданской области; - в подписном листе № 6 строке № 4 в колонке «Фамилия, имя, отчество» указано «ФИО» вместо «ФИО»; - в подписном листе № 6 строке 7 в колонке «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указано «4402 144057» вместо «4402 149057»; - в подписном листе № 6 строке № 9 в колонке «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указано «4402 103370» вместо «4402 101370». Доказательств, свидетельствующих о достоверности 13 подписей и действительности 1 подписи заявителем не представлено, и в судебном заседании не добыто. Из пояснений заявителя в судебном заседании следует, что он присутствовал на рабочей комиссии и был согласен с отказом в регистрации в качестве депутата Магаданской городской думы, поскольку им лично было проверено только 45 подписей из представленных 59. Однако побеседовав с людьми, подписи которых были признаны недействительными и недостоверными, имел намерение получить в окружной избирательной комиссии копии подписных листов в целях их проверки, но получил отказ. Между тем, довод заявителя о том, что решение избирательной комиссии является незаконным, поскольку ему было отказано в выдаче копий подписных листов, не может быть принят судом во внимание, так как действующим законодательством выдача копий подписных листов кандидатам в депутаты не предусмотрена. Кроме того, судом установлено, и не оспаривалось заявителем, что с письменным заявлением о выдаче копий он не обращался. Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав специалиста и пояснения сторон, суд считает установленным, что 14 подписей избирателей не могут быть признаны достоверными и действительными. При таких обстоятельствах следует признать, что при необходимом количестве 54 подписи избирателей в поддержку кандидата Рыжова И.В. представлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей, а именно 45. Таким образом, поскольку общее количество представленных заявителем в Избирательную комиссию подписей избирателей составляет 59, а минимально необходимым количеством подписей для регистрации является 54, суд приходит к выводу о том, что отказ Избирательной комиссии в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва по избирательному округу № 28 произведен правомерно, т.к. заявителем представлено только 45 действительных и достоверных подписей избирателей в поддержку своего выдвижения в кандидаты. Оспариваемое решение окружной избирательной комиссии № 28 от 05 сентября 2010 г. № 04/04 в соответствии с ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает законным, и не нарушающим избирательные права заявителя. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 259- 261 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Рыжова ФИО о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 28 от 05 сентября 2010 г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Магаданской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28» незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 5 дней, со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда. Установить день изготовления мотивированного решения суда - 15 сентября 2010 г. Председательствующий Маркова О.Ю. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>