возложение обязанности провести аттестацию рабочих мест



     Дело № 2-3104/10       20 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи        Свиридовой С.А.

При секретаре                                                        Созиной Ж.В.

С участием помощника прокурора     Паскова А.В.

Представителя ответчика      Чернеевой Т.А.                                                          

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Магадане 20 октября 2010 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к МУП г.Магадана «Аптека № 93» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Магадана обратился в Магаданский городской суд с иском к МУП г.Магадана «Аптека № 93» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения. Указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Магадана, соблюдения МУП г.Магадана «Аптека № 93» трудового законодательства выявлены нарушения охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Между тем, согласно штатному расписанию МУП г. Магадана «Аптека № 93» на 2010 г., в штате предпринимателя имеется 15 штатных единиц. Также установлено, что в нарушение требований федерального закона МУП г.Магадана «Аптека № 93» аттестация рабочих мест по условиям труда до настоящего времени не проведена.

Просит обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

Помощник прокурора г.Магадана в судебном заседании с учетом уточнений заявленных требований просил возложить на ответчика обязанность по проведению аттестации рабочих мест, согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал, просил увеличить срок проведения аттестации.

Выслушав пояснения помощника прокурора г.Магадана, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из представленных документов, основными видами деятельности МУП г.Магадана «Аптека № 93» является: оказание бартерных, маркетинговых, информационных и консультативных услуг, оказание медицинских услуг, фармацевтическая деятельность.

Согласно свидетельству серии от ДД.ММ.ГГГГ выданному МРИ ФНС России № 1 по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, МУП г.Магадана «Аптека № 93» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно штатному расписанию МУП г.Магадана «Аптека № 93» на 2010 год, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ в штате предпринимателя имеется 15 штатных единиц.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Пунктом 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п. 2 названного Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда и пр.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность (п. 15 названного Порядка).

Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

Отсутствие аттестации рабочих мест противоречит интересам государства. Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст.210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Таким образом, в МУП г.Магадана «Аптека № 93» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени аттестация рабочих мест не проведена.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт невыполнения ответчиком обязанности по обеспечению прав работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда, в связи, с чем заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая финансовое положение ответчика по делу, а так же то, что выполнение указанных мероприятий по аттестации рабочих мест затрагивает права работников предприятия, суд приходит к выводу о том, что срок выполнения аттестации, определенный прокурором г. Магадана в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, является разумным и достаточным.

Поскольку требования прокурора подлежат удовлетворению, то исходя из требований ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,197-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МУП г.Магадана «Аптека № 93» в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по условиям труда.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения суда - 25 октября 2010 года.

       

Судья                                                                                                    Свиридова С.А.