Дело № 2-2609/10 по заявлению Зиненко Г.П. об оспаривании заключения главного государственного жилищного инспектора администрации Магаданской области Гундорина В.Е.



26 августа 2010 г.                          Дело № 2-2609/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Неказаченко Н.П.,

при секретаре        Кириченко В.В.,

при участии представителей заинтересованного лица,

чье решение обжалуется                                                           Синчук В.В.,

                                                                                                    Кукориной Л.Е.,                                                                                    

                                                                                                          

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 26 августа 2010 г. гражданское дело по иску Зиненко Григория Петровича о признании незаконным и отмене заключения Главного государственного жилищного инспектора Магаданской области, начальника Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорина Владимира Евгеньевича о соответствии жилых домов по <адрес> требованиям пригодности для проживания от 30 мая 2010 года в части признания дома <адрес> непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Зиненко Г.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Главного государственного жилищного инспектора Магаданской области, начальника Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорина В.Е. от 30 мая 2010 г., указав в обоснование требований, что этим заключением жилые помещения в жилых домах <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу. Полагает, что указанный вывод не соответствует фактическому состоянию домов, поскольку дом <адрес>, в котором проживает истец, находится в технически исправном стоянии, все коммуникации работают исправно, предполагает, что администрация рудника им. Матросова желает в принудительном порядке переселить в пос. <данные изъяты>, где жилищные условия намного хуже. Считает, что заключение Главного государственного жилищного инспектора Магаданской области Гундорина В.Е. незаконно и просит его отменить.

Представители заинтересованного лица возражали против заявленных требований, указывая, что вынесенное заключение является законным и обоснованным, в связи с чем просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель, его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие извещения и телефонограммы.

На основании изложенного, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя, представителя заявителя.

Выслушав пояснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании в подтверждается имеющимися в деле документами 30 мая 2010 г. Главным государственным жилищным инспектором Магаданской области - начальником Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундориным В.Е. вынесено заключение, которым жилые дома <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу.

Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений согласно ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся в том числе:

осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.

В соответствии с частью 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от                      26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (в ред. от 06 февраля 2006 г.), которым утверждено Положение о жилищной инспекции, контроль за использованием жилищного фонда осуществляет жилищная инспекция. Государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и органов государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации.

Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.

Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством РФ, с учетом закрепленного в Конституции права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Среди прочих контрольных функций, указанных в п. 5 Положения органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; наличием и соблюдением условий договоров между собственниками

Пункт 6 Положения устанавливает, что органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Постановлением администрации Магаданской области от 22 февраля 2006 г. № 44-па утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (в посл. ред. Постановления администрации области от 03 декабря 2009 г. № 619-па), разработанное в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, которое определяет правовой статус, полномочия, функции и основы деятельности Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области.

Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области и входит в систему органов Государственной жилищной инспекции Российской Федерации.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, приказами Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, нормативно-методической документацией Государственной жилищной инспекции Российской Федерации, законодательством Магаданской области, а также настоящим Положением.

Инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Главной задачей Инспекции является осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.

На основании распоряжения губернатора Магаданской области от 30 марта 2006 г. Гундорин В.Е. принят на государственную гражданскую службу Магаданской области на должность начальника Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области.

В этой связи суд не может согласится с доводом заявителя о том, что Главный государственный жилищный инспектор Магаданской области, начальник Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорин В.Е. неправомерно, за пределами своих полномочий, вынес оспариваемое заявителем заключение, поскольку указанное должностное лицо, действующее на основании пунктов 6.1, 6.2 Положения о Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области наделено полномочиями в силу положений пунктов 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, главы 2,3 Положения о Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области.

Как следует из текста обжалуемого заключения, при его вынесении Главный государственный жилищный инспектор Магаданской области, начальник Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорин В.Е.рассмотрел документы и их копии, имеющие отношение к условиям эксплуатации жилых домов <адрес>, в том числе: акт проверки условий эксплуатации жилых домов <адрес>; проект «опытно-промышленный карьер для отбора большеобьемной технологической пробы руды <данные изъяты> месторождения ОАО <данные изъяты>. утвержденный приказом генерального директора от «20» декабря 2008 г.; лицензию на право пользования недрами и лицензионное соглашение к нему; акт выбора лесного участка, утвержденный начальником Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области от 09 декабря 200 г. и 09 марта 2010 г.; свидетельство о государственной регистрации прав па участок лесного фонда <данные изъяты>; ситуационный план проекта строительства горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе Наталкинского золоторудного месторождения ; заключение экспертизы              промышленной безопасности; протокол заседания коллегии СВУ Ростехнадзора от «26» декабря 2009 г. ; протокол заседания коллегии СНУ Ростехнадзора от «10» декабря 2009 г ; технические паспорта жилых зданий инв. ;технические отчеты ООО НПК «<данные изъяты>» об обследовании жилых домов ;реестр регистрации права собственности на жилые помещения ОАО <данные изъяты>; список жителей, проживающих и зарегистрированных в пос. <данные изъяты>.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктами 7,8 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен главой 4 Положения.

Так, комиссия на основании заявления, собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно пунктам 48, 49 Положения по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению . В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению .

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что обжалуемое заключение Главного государственного жилищного инспектора Магаданской области носит рекомендательный характер, в связи с чем не нарушило жилищные права заявителя.

Как следует из представленного в материалах дела заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» от 31 мая 2010 г., составленного по результатам рассмотренных документов, в том числе и заключения Главного жилищного инспектора по Магаданской области, дома <адрес> признаны непригодными и подлежащими сносу.

Постановлением администрации муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» <адрес> области от 07 июня 2010 г. № 27/а на основании Устава муниципального образования «Поселок <данные изъяты>», Положения о межведомственной комиссии муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» № 02 от 31 мая 2010 г. дома <адрес> признаны непригодными и подлежащими сносу, граждане подлежат переселению с предоставлением жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то на основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений, в результате работы которой принимается соответствующее решение.

В соответствии с пунктом 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В силу положений части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде действие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение жилищной инспекции будет являться одним из доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

На основании п. 9 Положения о государственной жилищной инспекции спорные вопросы по решениям должностных лиц жилищной инспекции рассматриваются руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией, а по решениям Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации - Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Предусмотрено, что в случае несогласия предприятий, организаций, учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности оно может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Между тем, оспариваемое заключение не относится к поименованной категории решений о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности предприятий, организаций, учреждений, которое может быть обжаловано в суд.

При таком положении суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмене заключения Главного государственного жилищного инспектора Магаданской области, начальника Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорина В.Е. о соответствии жилых домов <адрес> требованиям пригодности для проживания от 30 мая 2010 г., поскольку не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы Зиненко Г.П., и создающего препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Зиненко Григория Петровича признании незаконным и отмене заключения Главного государственного жилищного инспектора Магаданской области, начальника Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорина Владимира Евгеньевича о соответствии жилых домов <адрес> требованиям пригодности для проживания от 30 мая 2010 года в части признания дома <адрес> непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить дату изготовления мотивированного решения суда 31 августа 2010 года.

Судья                                                                                         Неказаченко Н.П.