Дело № 2-2382/10 05 августа 2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд В составе: председательствующего судьи Неказаченко Н.П., при секретаре Кириченко В.В., с участием представителя заявителя - Киреенко Е.П., действующей на основании доверенности № 01-55/107 от 31 декабря 2009 г., представителей заинтересованных лиц - УФК по Магаданской области Вродливца А.В., действующего на основании доверенности №, мэрии г. Магадана Зеленецкой К.Н., действующей на основании доверенности №, Трофимова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа2010 года дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области о признании незаконным бездействие руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области Ереминой Татьяны Федоровны, выразившееся в непринятии мер к исполнению документа - постановления о взыскании исполнительского сбора от 03 августа 2009 года, вынесенного по исполнительному производству №, обязании руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области принять к исполнению постановление о взыскании исполнительского сбора от 03 августа 2009 года, вынесенное по исполнительному производству № и совершить все необходимые действия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Установил: Управление ФССП России по Магаданской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействие руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области Ереминой Татьяны Федоровны, выразившееся в непринятии мер к исполнению документа - постановления о взыскании исполнительского сбора от 03 августа 2009 года, вынесенного по исполнительному производству №, в соответствии с абз. 6 ч. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, обязании руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области принять к исполнению постановление о взыскании исполнительского сбора от 03 августа 2009 года, вынесенное по исполнительному производству № и совершить все необходимые действия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В обоснование заявленных требований указало, что 22.05.2009 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления возбуждено исполнительное производство об обязании мэрии г. Магадана предоставить Трофимову А.И. вне очереди жилое помещение в городе Магадане общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. В связи с тем, что должником не исполнены требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств, судебный пристав-исполнитель 03.08.2009 руководствуясь ст. 6, 12, 14, 112, 115 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с мэрии г. Магадана в размере 5 000 рублей. С целью исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора 15.09.2009 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства находящиеся на счете должника в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области. Данное постановление 18.09.2009 было возвращено без исполнения ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области по причине отсутствия счета должника мэрии г. Магадана в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области. 16.03.2010 судебным приставом - исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2010 направлено для исполнения в Управление Федерального казначейства по Магаданской области. Однако 23.06.2010 Управлением Федерального казначейства по Магаданской области исполнительный документ - постановление о взыскании исполнительского сбора возвращено без исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств. Возврат постановления руководителем УФК по Магаданской области был мотивирован тем, что согласно главе 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании исполнительного листа и судебного приказа, соответственно УФК по Магаданской области не имеет законных оснований для приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, предусмотренных ст. 242.5 Кодекса, так как эти полномочия предоставлены только при исполнении требований исполнительных листов и судебных приказов, выданных судами. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области Ереминой Т.Ф., выразившееся в не принятии мер к исполнению исполнительного документа - постановления о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2009, вынесенного по исполнительному производству №, в соответствии с абзацем 6 ч. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ. Также просит обязать руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области принять к исполнению постановление о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2009, вынесенное по исполнительному производству № и совершить все необходимые действия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя, требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Представители УФК по Магаданской области, мэрии г. Магадана, заявленные УФССП России по Магаданской области требования не поддержали, просили суд отказать в их удовлетворении. Суду пояснили, что согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов. При этом в соответствии с положениями ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение указанных судебных актов производится на основании указанных в данной статье исполнительных документов - исполнительного листа и судебного приказа. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не является исполнительным листом или судебным приказом, следовательно не относится к числу исполнительных документов, указанных в гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Трофимов А.И., присутствующий в судебном заседании, требования заявителя не признал, просил в их удовлетворении отказать. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № суд приходит к следующему выводу. В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе РФ» от 31.12.2006 № 1- ФКЗ вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В судебном заседании установлено, что определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 05 мая 2009 года по кассационной жалобе Трофимова А.И. на решение Магаданского городского суда от 09 апреля 2009 года по делу по иску Трофимова А.И. к мэрии г. Магадана о понуждении мэрии г. Магадана исполнить обязательство по предоставлению отдельного благоустроенного жилья вне очереди в срок не позднее 01 мая 2009 года общей площадью не менее 30 кв.м на состав семьи 1 человек постановлено обязать мэрию г. Магадана предоставить Трофимову А.И. вне очереди жилое помещение в г. Магадане общей площадью не менее 15 кв.м, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На основании данного судебного постановления был выдан исполнительный лист № от 14 мая 2009 года, судебным приставом-исполнителем постановлением от 22 мая 2009 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника - мэрии г. Магадана. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем было установлено, что должником по исполнительному производству было допущено неисполнение решения суда. 03.08.2009 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу 24 августа 2009 года. 15.09.2009 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства находящиеся на счете должника в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области. 18.09.2009 указанное выше постановление было возвращено без исполнения в связи с отсутствием счета должника - мэрии г. Магадана в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области. 16.03.2010 судебным приставом - исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2010 направлено для исполнения в Управление Федерального казначейства по Магаданской области. 26 марта 2010 года письмом № 02-18/1250 УФК по Магаданской области известило мэрию г. Магадана о поступлении данного постановления и предложило либо оплатить исполнительский сбор, либо принять меры к отзыву или обжалованию постановления о взыскании исполнительского сбора. Из пояснений представителя мэрии г. Магадана следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора мэрией г. Магадана в судебном порядке обжаловано не было. 09 апреля 2010 года письмом № мэрия г. Магадана известила УФК по Магаданской области, что постановление о взыскании исполнительского сбора не является исполнительным документом и в бесспорном порядке за счет средств бюджета оплате не подлежит, о чем УФК по Магаданской области письмом № от 15 апреля 2010 года известило судебного пристава-исполнителя МРО УВФССП по Магаданской области С. и руководителя УФССП по Магаданской области. Помимо этого УФК по Магаданской области предложило отозвать постановление о взыскании исполнительского сбора для исполнения его в принудительном порядке в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве». Поскольку данное постановление не было отозвано судебным приставом-исполнителем по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП по Магаданской области, УФК по Магаданской области письмом от 23 июня 2010 года № возвратило данный документ без исполнения с разъяснением причин возврата. В соответствии со статьей 6 Федерального Закона «Об исполнительном В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Из анализа приведенной правовой нормы следует, что отказаться от исполнения требования судебного пристава-исполнителя граждане и организации не вправе, однако могут оспорить действия (бездействие), постановление, принятое судебным приставом-исполнителем, в порядке подчиненности или в суде. Как было отмечено ранее, постановление о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2009 в установленном законом порядке не было признано незаконным. Статья 7 указанного выше закона предусматривает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно статьи 12 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. №229-ФЗ исполнительными документами являются: - исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: - удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее - оформленные в установленном порядке требования органов, В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, При этом в силу п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», постановление о взыскании исполнительского сбора является самостоятельным исполнительным документом, подлежащим исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов. Кроме того, Конституционный Суд РФ в резолютивной части своего постановления № 13-П от 30 июля 2001 года также указал, что постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора относится к исполнительным документам, поскольку такое постановление выносится на основании и во исполнение исполнительного документа суда или иного уполномоченного органа, и может быть обжаловано в судебном порядке, что влечет обязательное приостановление исполнительного производства. Из содержания статьи 105 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» следует, что единственным способом принудительного исполнения исполнительного документа неимущественного характера является вынесение в отношении должника постановления о взыскании исполнительского сбора и назначение в отношении него административной наказания, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ. Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрен судебный порядок для взыскания исполнительного сбора или административного штрафа, назначенного за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997г. № Г18-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Следовательно, судебный пристав-исполнитель в рамках предоставленных ему законом полномочий вправе требовать от должника исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора, штрафа, в том числе, и посредством обращения в суд. В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов. В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов - исполнительного листа или судебного приказа. Поскольку постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами, подлежащим исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления. Кроме того, нормы Федерального Закона «Об исполнительном производстве» являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем ссылка представителей заинтересованных лиц на то, что полномочия по исполнению постановлений о взыскании исполнительского сбора, штрафов мэрией города (бюджетные учреждения) не предусмотрены Бюджетным кодексом РФ и соответственно не подлежит исполнению, не может быть принята во внимание. На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, Решил: Признать незаконными бездействие руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области Ереминой Татьяны Федоровны, выразившееся в непринятии мер к исполнению документа - постановления о взыскании исполнительского сбора от 03 августа 2009 года, вынесенного по исполнительному производству №. Обязать руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области принять к исполнению постановление о взыскании исполнительского сбора от 03 августа 2009 года, вынесенное по исполнительному производству №. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда. Установить срок изготовления мотивированного решения - 10 августа 2010 года. Судья Н.П. Неказаченко
производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны
для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и
организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории
Российской Федерации.
принимаемых ими судебных актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
решений;
осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой
банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении
взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных
для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской
Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных
документов; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать
дела об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным
законом.