№2-3072/10 Магаданский транспортный прокурор к ООО `Морское дело` о возложении обязанности по предоставлению информации в центр занятости населения



Дело № 2-3072/10                                                                   27 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи - Сульженко П.М.,

при секретаре - Исмаиловой Н.Б.,

с участием:

прокурора - Лаврушина Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 27 октября 2010 года в городе Магадане гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Морское дело» о признании незаконным бездействия работодателя по предоставлению информации в службу занятости населения, обязании предоставить необходимую информацию,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский транспортный прокурора обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Морское дело» о признании незаконным бездействия работодателя по предоставлению информации в службу занятости населения, обязании предоставить необходимую информацию.

В обосновании заявленных требований указал, что по данным Управления государственной службы занятости населения администрации Магаданской области работодатель ООО «Морское дело» не предоставил сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости в июне, июле, августе 2010 года.Считает, что данное бездействие ответчика является незаконным, нарушает требования пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, а также пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 07 июня 2002 года № 119.

Просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области в июне, июле, августе 2010 года, обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения путем предоставления в Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области информации о наличии вакантных мест (должностей) за июнь, июль, август 2010 года.

Определением суда от 16 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Областное государственное учреждение «Центр занятости населения г. Магадана» (далее - Центр).

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался по юридическому адресу организации. Судом неоднократно предпринимались меры по извещению представителя ответчика - директора ООО «Морское дело» ФИО3 по телефону. Сведениями о том, что неявка представителя ответчика в судебное заседание имела место по уважительной причине, суд не располагает; заявлений о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке в судебное заседание, от ООО «Морское дело» в суд не поступало.

Представитель третьего лица в судебное заседание также не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

С учетом изложенного и мнения прокурора, руководствуясь положением статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Предъявляя иск в интересах другого лица, прокурор действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

В исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Обосновывая свои исковые требования, прокурор приводит доводы о том, что бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере занятости. В данном случае прокурор обратился в защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества и персонификации не требуется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокурор обоснованно, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, предъявил требования к ответчику в защиту неопределенного круга лиц.

Статья 37 Конституция РФ гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу статьи 12, пунктов 1, 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Постановлением губернатора Магаданской области от 07 июня 2002 года № 119 в целях усиления социальной защиты населения от безработицы, повышения качества и расширения услуг работодателям в подборе необходимых работников, а также эффективного и рационального использования кадрового потенциала областиво исполнение статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», утвержден Порядок предоставления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Магаданской области (далее - Порядок).

Настоящий Порядок определяет основные принципы взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения в целях более эффективного содействия гражданам в трудоустройстве, повышения качества и расширения услуг работодателям в подборе необходимых работников.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения и обязаны, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, представлять в центры занятости населения своевременную и достоверную информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Согласно пункту 1.2 Порядка сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях работы, о приеме и увольнении работников, а также о наличии свободных рабочих мест не являются коммерческой тайной и представляются в центры занятости населения.

Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатели, независимо от форм собственности, обязаны представлять в центр занятости населения ежемесячно не позднее 28 числа каждого месяца, а также по мере необходимости не позднее трех дней со дня появления вакансии, по типовой форме N 1-ТН, утвержденной постановлением Госкомстата СССР от 30 января 1991 года N 17 (пункт 2.1).

Сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей должны подписываться руководителем предприятия, организации либо лицом, осуществляющим прием и увольнение работников предприятия.

По согласованию с центрами занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по прилагаемой форме могут быть переданы по телефону (телефонограммой или факсом) непосредственно специалисту по сбору вакансий, с обязательной регистрацией проведенной заявки.

Контроль за представлением информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодателями возлагается на центры занятости населения.

При выявлении факта непредставления (в том числе несвоевременного представления) работодателями информации об имеющихся вакансиях центры занятости населения составляют акт.

Копии актов по факту непредставления (в том числе несвоевременного представления) информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей направляются работодателю и в соответствующие органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Порядок также предусматривает ответственность работодателя за не представление в центры занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (пункт 4.1).

Как установлено судом, информация о наличии вакантных мест (должностей) в июне, июле, августе 2010 года руководителем ООО «Морское дело» в уполномоченный орган занятости населения не представлялась, то есть установленная законом обязанность не исполнялась.

Каких-либо уважительных причин непредоставления информация о наличии вакантных мест (должностей) в июне, июле, августе 2010 года руководителем ООО «Морское дело» в центр занятости населения суду не представлено.

Анализ действующего в этой сфере законодательства свидетельствует о том, что необходимость предоставления названной выше информации связана не только с обеспечением гражданам свободы выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защитой от безработицы, бесплатным содействием в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, но и с обеспечением их информацией о положении на рынке труда.

При таких обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении в орган занятости населения информации о наличии вакантных мест (должностей) нельзя признать законным.

Как следует из представленных в деле материалов, государственным органом, реализующим гарантированное государством права граждан на защиту от безработицы, оказание услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции на территории города Магадана, Ольского и Хасынского районов является Областное государственное учреждение «Центр занятости населения города Магадана». В соответствии с разделами II и III Устава Центра основными задачами его деятельности являются обеспечение государственных гарантий в области занятости населения; оказание в соответствии с законодательством занятости населения государственных услуг в сфере содействия и защиты от безработицы, трудовой миграции. Выполняя уставные задачи, Центр осуществляет такие основные функции, как содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда (п. 3.2.2) и др.

В соответствии с пунктом 4.1 Устава Центр имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отвесным к его компетенции.

Таким образом, требование прокурора об обязании ответчика к предоставлению информации о наличии вакантных мест (должностей) именно в Областное государственное учреждение «Центр занятости населения города Магадана» также является правомерным. Указанный прокурором период, за который данная информация подлежит предоставлению, соответствует требованиям пункта 2.1 Порядка.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Морское дело», выразившееся в непредоставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в Областное государственное учреждение «Центр занятости населения города Магадана» в июне, июле, августе 2010 года.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Морское дело» устранить допущенное нарушение, предоставив в Областное государственное учреждение «Центр занятости населения города Магадана» информацию о наличии вакантных мест (должностей) за июнь, июль, август 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить дату изготовления мотивированного решения суда - 01 ноября 2010 года.

Судья                                                                                           П.М. Сульженко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>