Дело № 2-2709/10 14 сентября 2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе: председательствующего судьи Мирошниченко С.Л. при секретаре Созиной Ж.В. при участии прокурора Зарипова Е.В., истца Тупчаненко Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 14 сентября 2010 года делопо иску прокурора города Магадана в интересах Тупчаненко Надежды Ивановны к мэрии города Магадана о признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: В Магаданский городской суд обратился прокурор города Магадана в интересах Тупчаненко Надежды Ивановны к мэрии города Магадана о признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Магадана проведена проверка по обращению Тупчаненко Н.И. о нарушении жилищных прав в части не предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Установлено, что постановлением главы администрации г.Магадана от 21 февраля 1994 года № «Об утверждении актов межведомственной комиссии» жилой дом <адрес> в г.Магадане, принадлежащий Тупчаненко Н.И. на праве собственности признан в установленном законом порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу. Постановлением администрации Магаданской области от 20 августа 1997 года № «Об исключении жилого помещения из состава жилищного фонда г.Магадана» ввиду непригодности для постоянного проживания жилой дом <адрес> в г.Магадане исключен из состава жилищного фонда г.Магадана. С 2000 года семья заявителя состоит в управлении по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г.Магадана в качестве нуждающейся в жилом помещении в общей очереди, также в очереди на право первоочередного получения жилого помещения. На заседании жилищной комиссии мэрии города Магадана от 14 сентября 2004 года принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения Тупчаненко Н.И. в связи с отсутствием законного основания. В силу ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Таким образом, поскольку семья Тупчаненко Н.И. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в таком качестве, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе с целью обеспечения права на жилище. Просил признать незаконным бездействие мэрии города Магадана по непредоставлению семье Тупчаненко Н.И. жилого помещения в связи с признанием жилого дома <адрес> в городе Магадане непригодным для проживания и подлежащим сносу. Обязать мэрию города Магадана предоставить семье Тупчаненко Надежде Ивановне пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение, расположенное на территории города Магадана. В период нахождения дела в производстве суда прокурор города Магадана уточнил требования, окончательно просил: 1. Признать незаконным бездействие мэрии города Магадана по непредоставлению семье Тупчаненко Надежде Ивановне жилого помещения в связи с признанием жилого дома <адрес> в городе Магадане непригодным для проживания и подлежащим сносу в период с 1994 года по настоящее время. 2. Обязать мэрию города Магадана предоставить по договору социального найма гр. Тупчаненко Надежде Ивановне на состав семьи из 6 человек, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованием законодательства жилое помещение, расположенное на территории города Магадана, взамен жилого помещения, принадлежащего гр.Тупчаненко Н.И. на праве собственности и признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу. Решением Магаданского городского суда от 05 июля 2010 года прокурору г.Магадана в удовлетворении исковых требований к мэрии города Магадана о признании незаконным бездействия, предоставлении Тупчаненко Н.И. жилого помещения, отказано. Кассационным определением Магаданского областного суда от 17 августа 2010 года решение Магаданского городского суда от 05 июля 2010 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение. В судебном заседании прокурор, а также истец Тупчаненко Н.И. поддержали заявленные требования, доводы изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Поскольку имеет место обращение Тупчаненко Н.И. в органы прокуратуры с заявлением о защите ее жилищных прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора города Магадана права обратиться в суд с иском в интересах Тупчаненко Н.И. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как следует из представленных суду доказательств, Тупчаненко Н.И. с 1970 года проживала в доме <адрес> в городе Магадане в качестве члена семьи собственника Ц. Актом проверки жилищных условий от 14 ноября 1978 года указанный дом признан ветхим и не подлежащим ремонту (л.д.8). На основании договора дарения от 05 мая 1985 года истец приобрела 3/8 доли в праве собственности на вышеуказанный дом. Постановлением администрации г.Магадана от 21 февраля 1994 года № дом <адрес> в городе Магадане признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Из Постановления администрации Магаданской области от 20 августа 1997 года № 218 «Об исключении жилого помещения из состава жилищного фонда г.Магадана» видно, что дом исключен из состава жилищного фонда г.Магадана и разрешен его снос после переселения всех проживающих в нем граждан. Кроме того, Тупчаненко Н.И. согласно постановлению мэрии г.Магадана от 20 сентября 2000 года № принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан пользующихся правом на первоочередное получение жилых помещений, на основании пп. «о» п.26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г.Магадане, утвержденных решением малого Совета Магаданского городского Совета народных депутатов от 10 февраля 1993 г. №. В квартире наряду с истцом также зарегистрированы: Л., В., А., М., Т., П. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. На основании ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Представленные суду документы подтверждают, что жилое помещение, которое занимала Тупчаненко Н.И. с членами своей семьи, является непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции, и подлежит сносу. В судебном заседании данный факт представитель ответчика не оспаривал. Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. В силу п.6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. На основании ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания. Следовательно, положения Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат исключения для граждан, которым жилое помещение принадлежит на праве собственности, принимая во внимание, что спорные правоотношения имеют место с 1994 года и иным гражданам проживавшем в спорном доме жилые помещения были предоставлены. Статья 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Кроме того, с силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Как следует из пояснений истца, поскольку в спорном жилом доме проживать было невозможно, в свою очередь ответчик отказывался предоставлять жилое помещение взамен непригодного для проживания, членом семьи истца приобретена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 44,2 кв.м. и жилой площадью 25,3 кв.м. Семья Тупчаненко Н.И. в количестве 7 человек вынуждена проживать в указанной квартире. В доме <адрес> истец занимала трехкомнатную квартиру общей площадью 106,0 кв.м. и жилой площадью 78,2 кв.м. (л.д.136). Таким образом, принимая во внимание изложенное требования прокурора г.Магадана в интересах Тупчаненко Н.И. подлежат удовлетворению. Ответчику необходимо предоставить Тупчаненко Надежде Ивановне изолированное, пригодное для постоянного проживания, жилое помещение по договору социального найма, по действующей норме предоставления с учетом всех членов семьи и наличием иного жилого помещения в собственности члена семьи истца. При этом жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, и быть общей площадью не менее 61,8 кв.м, (106,0 кв.м. -44,2 кв.м.), жилой площадью не менее 52,9 кв.м. (78,2 кв.м - 25,3 кв.м.). Жилое помещение подлежит предоставлению с учетом членов семьи: Л., В., А., М., Т., П. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие мэрии города Магадана по не предоставлению жилого помещения семье Тупчаненко Надежды Ивановны в связи с признанием жилого дома <адрес> в городе Магадане непригодным для проживания и подлежащим сносу. Обязать Мэрию города Магадана предоставить Тупчаненко Надежде Ивановне, *** года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, жилое помещение по договору социального найма, по действующей норме предоставления с учетом всех членов семьи и наличием иного жилого помещения в собственности члена семьи истца, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 61,8 кв.м, жилой площадью не менее 52,9 кв.м. (с учетом членов семьи: Л., В., А., М., Т., П.), расположенное в черте города Магадана. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 19 сентября 2010 года. Судья С.Л. Мирошниченко <данные изъяты> <данные изъяты>